Украинский священник, побывавший на Новой Гвинее, дал эксклюзивное интервью "Правде.Ру"

Священник РПЦ подружился с папуасами

Протоиерей Николай Несправа известен как "экстремальный батюшка". Летом этого года он совершил путешествие в джунгли Папуа — Новой Гвинеи. Целью священника было познакомиться с жизнью аборигенов, где царят законы каменного века и распространен каннибализм. Вернувшись на Украину, отец Николай поделился с "Правдой.Ру" своими впечатлениями.

— Расскажите, как вас приняли аборигены Папуа Новой Гвинеи?

— Общение с папуасами было удивительным опытом общения с людьми, языка которых мы не знаем. Между нами — тысячелетия, ведь они до сих пор живут в каменном веке. Но люди меня понимали. Дело в том, что есть один язык, который понятен всем. Это язык искренности, милосердия и любви. Эти люди его очень хорошо считывают.

Воины там всегда ходят с оружием. Когда мы только подходили, было видно, как напрягаются у них мышцы рук, сжимающие луки, мышцы грудной клетки. Они очень внимательны, в любой момент готовы отразить нападение. Мы начинаем с ними общаться и постепенно луки опускаются вниз, появляется улыбка, завязывается разговор…

Читайте также: Папуа: страна женского рабства

Правда, я не могу сказать, что всем доволен. С одной стороны я вернулся живой и практически здоровый. С другой, отсматривая фотографии, я понял, что из-за своего страха не заснял многие интересные моменты. Надо было просто падать людям под ноги с камерой, чтобы сделать снимок прямо из гущи событий! Кроме того, из-за ограниченности бюджета мы не смогли взять самую современную фото- и видеотехнику, способную работать в условиях постоянного дождя.

— Вы писали, что первые дни в ПНГ Вам показались адом.

— Джунгли принято называть "тропическим раем". А это настоящий тропический ад. Чтобы спастись от воды, которая постоянно падает с неба, караваи, племя лесных жителей, строит свои хижины на сваях в высоту от 10 до 30 м. В этих домах люди живут вместе с собаками и свиньями. За две недели солнце мы видели не больше часа.

Мы шли то по колено, то по грудь в воде по лесу. Нас сопровождали местные носильщики-проводники. Передняя пара носильщиков с грузом оторвалась от нас настолько, что мы их не могли догнать. Эти люди шли босиком и без одежды. Я был одет в спецназовский костюм, который спасал меня во многих экстремальных ситуациях. В джунглях же он оказался очень неудобным. В нем я сильно перегревался. Сняв же костюм, выяснил, что кругом слишком много растений с острыми как бритва листьями, шипами, крючками.

Читайте также: Аборигены Австралии: деградация vs интеграции

Кроме того, идти приходится по корням и бревнам. К вечеру первого дня у меня деформировалась подошва на обуви и страшно болели ноги. Даже после того, как упав, я повредил ребро и потом шел налегке, я ощущал колоссальную перегрузку. При этом раньше я служил в спецназе и всегда считал себя физически подготовленным человеком.

— Каковы ваши впечатления о работе западных миссионеров? Как они общаются с папуасами?

— Миссионеры не живут в тропиках рядом с папуасами. Там долго не может выжить ни один белый человек. Имея офис в городе, миссионеры делают вылазки в джунгли, где общаются с коренным населением. Они же проводят исследовательские экспедиции, открывают новые племена.

Повторюсь, многим европейцам трудно понять, насколько большая пропасть лежит между ними и аборигенами Папуа. Многие племена узнали о том, что есть какая-то другая жизнь, всего 20-30 лет назад. Учитывая, какая культурная пропасть лежит между современным миром и каменным веком, они пока не могут осознать себя в этом мире.

Между тем, там есть такой современный атрибут, как выборы. Предвыборные плакаты меня очень насмешили. Меняются лица кандидатов, но лозунг у всех один: "Папуа, вперед!" У местного губернатора-папуаса (это выборная должность) шикарный дом с забором из нержавейки. Несмотря на то, что дорог на Папуа нет — во дворе стоит джип "Тойота Секвоя". Что-то мне это напомнило.

— Насколько жизнь одного племени папуасов отличается от жизни другого?

— Разные племена живут по-разному. Некоторые из них — абсолютно оторваны от цивилизации. У караваев часть племени изолированно живет в лесу, а часть общается с цивилизацией. Родители из племени дани, которые сами обходятся без одежды, отправляют детей в начальные миссионерские школы. Потом самые способные ребята едут учиться дальше на более крупные острова Индонезии. Государство "вливает" средства в развитие этой территории, но папуасы не готовы работать.

— Удалось ли цивилизации добраться до этого экзотического государства?

— Цивилизация, разумеется, дошла до Папуа. К сожалению, она туда приходит в самых низменных формах: наркотики, алкоголь, распущенность. С другой стороны — невежество и безграмотность. В тамошнем аэропорту я видел человека, который шел в костюме с галстуком и босиком. Садясь в самолет, никто не соблюдает очередь, все распихиваютдругдруга. Никто не уступает дорогу старикам, женщинамидетям.

Как бы это странно не звучало, но папуасы часто летают на самолетах. Из-за отсутствия дорог там очень развита малая авиация. Самолеты принадлежат миссионерам и частным компаниям и полеты стоят довольно дешево. Есть и города. Административные должности там занимают яванцы (индонезийцы), они же торгуют на рынках, работают в банках, гостиницах, предприятиях сферы услуг.

Читайте также: Затерянные острова Океании манят океаном возможностей

Папуасы же продают им свои изделия — ножи, луки, копья и покупают то, что им нужно. Города эти тоже довольно примитивны: кучка одноэтажных деревянных хижин, крытых жестью. В городах есть почта, интернет-кафе, салоны красоты. Папуасы очень любят украшать себя и проводят в парикмахерских немало времени.

— Как и во времена Кука, их принято считать людоедами. Об этом пишут СМИ, об этом говорят те, кто был в Папуа. Каковы ваши впечатления?

— Если спросить об этом прямо, папуасы замкнутся в себе и будут молчать. При этом в некоторых племенах хранят человеческие черепа. У них есть каменные топоры и кастеты, которым можно разбить человеческие кости. Для того чтобы ловить и есть рыбу, подобные орудия не нужны! Их танцы связаны с воинской доблестью, а жреческие амулеты — прямо или косвенно — с человеческими жертвоприношениями.

— Есть мнение, что каннибализм в Папуа вызван тем, что папуасам нечего есть.

— Папуасы живут собирательством. Собирают бананы, ананасы, кокосы, собирают крахмал из сарговой пальмы, ловят рыбу. Разводят свиней, но для папуасов это, скорее, валюта, чем еда. Есть у них и собаки, которых мало не кормят и постоянно бьют. Еда в племенах очень скудная, крайне мало белковой пищи, дети голодные и больные, стариков почти нет.

В Папуа практически не на кого охотиться. Некоторые племена охотятся на крокодилов. Джунгли, которые я увидел, оказались серыми и тусклыми. Пока я там был, все время шли дожди, все небо было в стенах воды. Кроме насекомых и слизней в джунглях я никого не увидел. В таком климате, когда невозможно высушить перья или мех, теплокровные животные выживают с большим трудом.

— Рядом с первобытной экзотикой Папуа находится цивилизованная Индонезия. В каких отношениях находятся индонезийцы и жители ПНГ?

— Яванцы (индонезийцы), которые на протяжении последних 100 лет цивилизованно живут на островах Папуа — Новая Гвинея и местные папуасы никогда не вступают в браки друг с другом. Им это даже не приходит в голову, как не приходит в голову вступить в брак с собакой или коровой. Более того, у папуасов нет даже межплеменных браков. Браки возможны только в рамках своего племени. Племена не общаются друг с другом и не поддерживают вообще никаких отношений. На территории, где мы были, проживает около 800 племен, у каждого из которых свой язык. Поэтому соседи не понимают друг друга.

— А как живут папуасские семьи?

— Папуасы обустраивают семейную жизнь по-разному. В некоторых племенах они живут семьями. Там девушки выходят замуж в 13-14 лет. За невесту жених должен отдать до 5 свиней, пару комплектов луков, стрел, ножей и копий, а также… ожерелье из собачьих зубов. Некоторые такие ожерелья, которые я видел, достигали 1,5-2 м в длину. В некоторых племенах мужчины и женщины живут отдельно и встречаются только для продолжения рода. Малыши живут с матерями, а лет с 7 мальчики отправляются в специальные дома, где из них готовят воинов.

— Из-за чего происходят войны между племенами? Как часто они происходят?

— Папуасы воюют между собой регулярно. Воюют, прежде всего, из-за женщин. Затем — из-за свиней. Воюют за территорию, на которой растут съедобные плоды. Если представитель одного племени пришел собирать бананы на территорию другого — могут убить. Потом приедет полиция, будет разбираться, но собственно законов там нет.

— Нескромный вопрос. О чем вы думали, когда находились вдали от дома?

— В Папуа я часто вспоминал Днепропетровск, Украину. Некоторым иногда кажется, что нам плохо живется. Но когда посмотришь на действительно плохую жизнь, понимаешь, что у нас все хорошо. У нас есть какие-то проблемы с властью, еще с чем-то, но зато у нас благодатный край, земля, на которой можно жить. Там же можно только выживать.

— Контакты с Папуа входят в ваши планы на будущее?

— Да. Запущенный нами проект "Пилигрим" продолжается. В его рамках я собираюсь создать фильм о нашем путешествии, а также устроить выставку фотографий и артефактов. Кроме того, у меня родилась идея благотворительного проекта. Мы собираем средства для закупки еды, одежды, медикаментов для детей Папуа. Они живут хуже, чем животные в зоопарке при нашем храме. И помощи им ждать неоткуда.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить