2 мая Океания, Франция и Россия вспоминают русского художника и подвижника Николая Мишутушкина

Океания вспоминает русского Гогена

2 мая во Франции, странах Океании и России вспоминают скончавшегося год назад Миклухо-Маклая нашего времени — русского художника Николая Мишутушкина, посвятившего жизнь сохранению искусства и культуры Океании.

Судьба этого человека поистине удивительна. Родившийся в 1929 году в семье терского казачьего офицера в эмиграции, он, едва только получив художественное образование в знаменитой парижской студии Гран Шамьер, в возрасте 24 лет совершил малообъяснимый и авантюрный, с точки зрения многих, поступок.

Он уехал… куда глаза глядят, на край света и осел на принадлежавшем тогда англичанам и французам архипелаге Новые Гебриды в Тихом океане, где и прожил 50 лет до конца жизни. Именно там, а не в Париже, одном из главных претендентов на роль международной столицы искусства, он провел 50 лет своей жизни, посвятив ее местным народам.

Отсюда в поисках сюжетов для своих картин он отправлялся в многочисленные экспедиции по всей Океании. Первоначально их целью было написание картин, в которых этот "русский Гоген", как называли его многие французы, запечатлел особенности быта туземцев. Впрочем, очень быстро его поездки приобрели куда большую значимость. Николай Мишутушкин обнаружил, что культурные традиции столь полюбившихся ему местных народов находятся под угрозой.

Нет, после Второй мировой войны физическое истребление аборигенам уже не грозило. Время охоты колонизаторов на "черных дроздов" (так называли жителей Меланезии), когда их увозили для рабских работ на плантациях, миновало.

Однако теперь они стали объектом уже культурной агрессии. Западные миссионеры под предлогом уничтожения "варварских обычаев" вроде людоедства одновременно уничтожали и культуру этих народов.

"Пришельцы" стремились вытравить из народной памяти не только каннибальские обряды, но и заодно богатые предания, знаменитую культуру узоров на песке и дереве, многочисленных идолов, а вместе с ней и традицию резьбы по дереву.

Тем самым они не только увеличивали собственную паству, но и выполняли вполне определенную задачу: разложить народы Океании, подменив их культуру чуждыми им элементами для того, чтобы они находились в лоне западной цивилизации под тесным влиянием европейских стран.

В результате аборигены рисковали полностью утратить свою самобытность. Однако спас ее во многом Николай Мишутушкин. Он собрал почти 800 уникальных предметов культуры народов Океании в огромном районе, от Папуа Новой Гвинеи до самых отдаленных уголков Французской Полинезии вроде Маркизских островов, где веком ранее творил свои произведения Гоген.

Фото: AP

Однако он превзошел великого французского художника. Николай Мишутушкин, творивший выдающиеся произведения, популярные в той же Европе, одновременно спасал культуру тех, кого западные цивилизаторы скопом записали в дикари.

Он сумел разглядеть в аборигенах нечто большее, чем это видели представители на Западе. Бежавший, как он заявлял автору этих строк, от западной техногенной цивилизации в глушь Океании, он увидел, что люди могут и без технических штучек. И, собирая предметы творчества этих народов, Николай Мишутушкин доказал всему миру, что понятие "цивилизация" не исчерпывается сугубо техническими показателями вроде машин и самолетов. И что умение жить в гармонии с природой — вот истинная заслуга цивилизации народов Океании.

Не случайно еще при жизни Николай Мишутушкин стал живой гордостью Вануату. Многие из его картин помещены на марки этого и других государств Океании. И Мишу, как называли аборигены, знали даже на самых отдаленных островах. А его музей отныне является одной из главных достопримечательностей этой далекой страны.

Но и это еще не все. Ведь Николай Мишутушкин проявлял себя и в общественно-политической жизни. Так, именно на его долю выпала честь быть одним из главных разработчиков герба Вануату.

А под конец жизни ему удалось вывести на новый уровень отношения этого государства с Россией. Однажды он рассказал премьер-министру Вануату Натапеи о том, что в июле 1809 года здесь побывали бежавшие из английского плена русские моряки под командой капитана Головнина. Тогда Россия вела войну с Великобританией и последняя захватывала русские корабли. У берегов Южной Африки англичанам попался и парусник Головнина. Однажды, во время бури, Головнин и его команда, рискуя жизнью, бежали на своем корабле.

У них кончались запасы питьевой воды и продовольствия, когда они увидели спасительную землю. Это был остров Танна архипелага Новые Гебриды, который еще не успели оккупировать ни англичане, ни французы.

Однако за время своих редких визитов они успели внушить подозрение местным жителям к белому человеку. Остров населяли туземцы, жившие первобытно-общинной жизнью и указывая на это как на признак "отсталости", европейские капитаны особенно не церемонились с аборигенами. Например, знаменитый британский мореплаватель Джеймс Кук, побывав здесь до Головнина, не гнушался даже стрельбой в сторону коренных жителей Танны и брал у них продовольствие и воду на тех условиях, на которых считал нужным. Иными словами, как считают вануатцы сегодня, просто грабил их.

Поэтому приход других европейцев, на этот раз под командой Головнина, аборигены встретили настороженно. Однако русские очень быстро ее рассеяли. Если Кук вел "торговлю" под прицелами ружей, то Головнин никого к этому не принуждал и, в отличие от своего предшественника, не только не отгораживался от туземцев штыками, но и запросто принимал всех желающих на своем корабле. И это невзирая на мрачную славу этих мест, созданную Куком и другими мореплавателями.

Читайте также: Россия возвращается в Океанию

Разумеется, элемент риска был. Горстка русских, если попавшие на корабль аборигены бросились бы на них, не выстояла. Однако Головнин им доверился и ничуть об этом не пожалел. Растроганные таким небывалым к себе отношением белого человека, аборигены уступили по вполне символической цене продовольствие и принимали русскую команду в своих жилищах как самых дорогих гостей. А когда русские моряки отплыли на родину, они долго провожали их корабль на пирогах и при этом плакали.

Повторюсь — ситуация для мало толерантного XIX века явно не совсем обычная. Когда премьер-министр Натапеи услышал эту историю от Николая Мишутушкина, он загорелся его идеей установить на 200-летие этого первого контакта между Россией и Вануату в центре Порт-Вилы, на набережной, памятник капитану Головнину. Произошло это 28 июля 2009 года при огромном стечении жителей Вануату и гостей из России и других стран.

Живущий в Порт-Виле американский профессор Хобарт, слывший знатоком местной истории, во время церемонии подъема у памятника российского и Андреевского флагов пожимал плечами, удивленно вопрошая автора статьи: "За какие такие заслуги памятник? Головнин не был на Танне даже вторым по счету мореплавателем. Кроме Кука, в тех краях успел побывать и Бугенвилль!"

Впрочем, и сейчас не все понимают одну простую истину, что памятник вануатские власти установили и потому, что Головнин и его команда обращались с туземцами как с равными себе. Тем самым делая упрек представителям западной цивилизации, беспощадно уничтожавшим аборигенов.

И то, что на набережной Порт-Вилы стоит памятник именно русскому мореплавателю, а не британскому Куку и не французскому Бугенвилю, вызывающий среди местного населения уважение к далекой России, — заслуга Николая Мишутушкина, до конца жизни не забывавшего свою историческую Родину.

В том числе, благодаря этому отношение к нашей стране на далеком Вануату очень теплое. "Что с того, что в этой банановой республике к нам хорошо относятся? — спросит кто-то. — Никакой практической пользы это не несет!"

А это в корне неверно. Ибо, как известно, не бывает в политике малых стран. Как известно, Вануату, как представитель Океании в ООН, периодически становится непостоянным членом Совбеза и регулярно оказывает нам дипломатическую поддержку по многим ключевым вопросам.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *