В столице Украины проходят мероприятия в честь Дня крещения Руси

Украина: как встретили патриарха Кирилла?

Редкая годовщина Крещения Руси обходится в Киеве без громких событий. В этом году Киев впервые посетил католикос Грузии Илия II. Патриарх Кирилл в его присутствии подтвердил, что Абхазия и Южная Осетия — каноническая территория Грузии. Между тем, в окружении митрополита Киевского Владимира зреет серьезная оппозиция предстоятелю РПЦ.

Приветствуя в Киеве Илию Второго и митрополита Киевского Владимира, Патриарх Кирилл сказал: "Единство Церкви, общение внутри Православной церкви — это непреходящая ценность для верующего человека". В этом году тема единства внутри Церкви проходила очень часто. Патриарх Кирилл ее затронул во время переговоров с католикосом Грузии, проходившим в Киево-Печерской лавре. После их окончания Патриарх Московский сказал журналистам следующее: "Отношения между Россией и Грузией очень непростые. А если ослабляются отношения между государствами, то узы, связывающие единоверные народы, межцерковные узы должны, напротив, укрепляться, потому что к этому нас призывает Христос. Проходит время, политическая ситуация изменяется, а христианские народы продолжают пребывать в единстве друг с другом". Абхазия и Южная Осетия, больная тема для России и Грузии, еще раз были названы "канонической территорией Грузинского патриархата".

В своем патриаршем послании Кирилл призвал православных христиан следовать подвигу крестителя Руси. "Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития", — говорится в патриаршем послании. После того как был отслужен торжественный молебен у памятника равноапостольному князю, первоиерарх РПЦ сказал: "Подвиг святого князя Владимира был в том, что он взор свой устремил к самому главному, он прозрел то, что сегодня многие прозреть не могут, он увидел те ценности, без которых человек не может жить, теряет свое богоподобие, человеческую сущность".

Крещение Руси объединило разрозненные славянские племена и положило начало Руси как великой державе. Великий князь Владимир "нас привел к граду небесному, не оставил попечения о граде земном и ничем не умалил достоинство русов, киевской державы. Все то великое, на что люди наши были способны в течение всей этой тысячи лет, первопричиной имело силу духа, рождаемую верой, — сказал первоиерарх Церкви всем верующим. — К большому сожалению, современные реалии внесли свои коррективы в подвиг великого князя.

В современном мире ценятся материальное благополучие и успех, но отнюдь не любовь и жертвенность. Православная вера, как и христианство, среди очень многих считается "религией слабых". Подвиг нынешнего православного христианина подобен подвигу равноапостольного князя: научить мир любви и жертвенности. "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое", — говорит нам Господь (Втор. 30, 19).

Только так, следуя Божьему гласу, мы сумеем сохранить и передать последующим поколениям благодатные дары нашей православной традиции". Начать нужно с себя. Православному человеку придется очень трудно: "Одной из самых труднорешаемых задач на этом пути является преодоление того специфического духовного состояния современного верующего человека, которое можно охарактеризовать как новейшее двоеверие. Сегодня нередко можно встретить внешне благочестивого прихожанина, литургический и повседневный образ жизни которого вступают в немалые противоречия и даже нравственные коллизии. По моему глубокому убеждению, мы только тогда сможем говорить о подлинно духовном выздоровлении человека и общества, когда религиозная мотивация станет основополагающей при решении этических проблем современности".

 

Владимир, прежде чем изменить жизнь других, в корне изменил себя. Как свидетельствуют летописи, после принятия крещения гордый и жестокий властолюбец стал образцом смирения, милосердия и любви к ближним. "Посему особенно ценен и поучителен для нас духовный опыт святого равноапостольного князя Владимира. Его собственное крещение произвело в нем коренную перемену: иным стало не только мировоззрение, но и вся последующая деятельность князя. Читая его житие, мы видим яркий и сильный образ. Образ человека, откликнувшегося на божественный призыв, ставшего христианином и поставившего своей целью приобщение всего общества к опыту жизни в соответствии с Евангельской нравственностью. Именно это сделало его равным апостолам, которые проповедовали народам слово Божие, утверждали спасительную Истину и обращали ко Христу человеческие души, — сказал Патриарх. — Если же мы посмотрим на дальнейшую нашу историю, то увидим, что следствием судьбоносного выбора одного человека со временем стали плоды святости сотен тысяч людей. Духовные наследники святого Владимира явили миру подвиги веры и благочестия на всем пространстве исторической Руси и за ее пределами. Это еще раз доказывает, что духовный путь святого равноапостольного киевского князя имеет универсальное, неподверженное временным изменениям значение". Верующие расходились с молебна громко скандируя: "Кирилл — наш патриарх!"

Украинское общество сейчас расколото. Далеко не все граждане Украины воспринимают Кирилла как "своего" Патриарха. Пользуясь этим, радикальные националисты из объединения "Свобода" в эту среду провели в Киеве акцию протеста.

Акция прошла на Крещатике, возле культурного центра "Украинский дом". Активисты "Свободы" держали в руках национальные и партийные флаги. Яркое июльское солнце освещало плакаты с надписями "Прочь московского попа-колонизатора", "Украинское православие против московского мракобесия", "За единую поместную православную Церковь с центром в Киеве". Крещатик оглашался уже привычными словами "Гоньба!" (позор. — Ред.) и "Геть!" (вон. — Ред.).

А на ступенях Украинского дома активисты "Свободы" развернули фотовыставку под названием "Семь смертных грехов московских попов". Фотографии на стендах иллюстрируют все человеческие пороки, за которые украинские националисты осуждают представителей Русской православной церкви: гнев, жадность, зависть, гордыня. На "компрометирующих" фотографиях священников и Патриарха Кирилла изображены якобы яхта предстоятеля РПЦ, часы за 35 тысяч евро, патриарший кортеж и т. д. Патриарха Кирилла "свободовцы" назвали "патриархом со сталинско-гебистским каноном". Заместитель главы ВО "Свобода" Андрей Мохних во время выступления сказал: "Кирилл приехал в Украину… чтобы проводить политическую доктрину "русского мира". Это эмиссар Кремля, который пропагандирует здесь идеи российского империализма". Русскую православную церковь Мохних назвал "вторым Газпромом", который "торгует в Украине политическими идеями" и "выкачивает отсюда деньги". Главная беда Украины в том, что она слишком долго потакала и тем, и другим. "Если бы Украина достойно ответила тем и другим, то они бы не жировали, и российская церковь избавилась от своих смертных грехов", — сказал Мохних. "Свобода" считает, что "реальной поддержки у Кирилла на Украине нет, а сам он — политический банкрот и неудачник.

Константин Шуров, председатель Русской общины Украины, передал "Правде.Ру" из Киева, что активисты "Свободы", равно как и сторонники лжепатриарха Филарета, — далеко не самое страшное явление для украинских православных. Главная беда — это нынешнее окружение митрополита Киевского Владимира:

 

"По большому счету возмущения панаПарубия и прочих товарищей не так страшны, как действия и замыслы той части клира Украинской православной церкви Московского Патриархата, которая окружает сейчас Митрополита Владимира. В конце июня этого года прошел Собор Украинской Православной Церкви, был Архиерейский Собор, и тот, на котором были миряне. Прошло два собора и там уже обозначился серьезный раскол. Большая часть мирян, как рядовых, так и влиятельных, отказались следовать курсу пана Драбинко, по сути, первого действующего лица православной Церкви на Украине.

Драбинко — это архиепископ, правая рука митрополита Владимира. Группировка, которая сосредоточилась вокруг Драбинко, заточена на раскол, на то, чтобы изменить статус-кво Украинской православной церкви Московского Патриархата. Дело в том, что в прошлом году украинские православные встречали патриарха Кирилла как своего духовного и религиозного лидера. В этом году окружение пана Драбинко и ряда иерархов УПЦ (МП) хотело показать патриарху Кириллу, что он приезжает не на свою каноническую территорию к своей пастве. Он приезжает как глава иностранной церкви с государственным визитом. Кириллу давали понять, что на Украине он чужой. Это было видно на богослужениях, которые проходили на Украине в апреле-мае этого года. Верующих туда старались не пускать. Верующим препятствовали не власти, а иерархи, главы епархий.

Мы имеем дело с серьезной оппозицией Кириллу со стороны ряда иерархов УПЦ (МП). Насчет рядовых украинцев. Те, кто проживает в центре, на юге и востоке Украины, настроены на полное духовное единение с Русской Православной Церковью. Эти люди считают Кирилла своим первоиерархом и духовным лидером. Мнение священников, которые приняли сторону Драбинко, радикально отличается от мнения рядовых мирян и тех священников, которые живут жизнью этих мирян, их настроениями. Здесь уже наступает явный раскол в украинской церкви. Раскол не столько по религиозному признаку, а по имущественно-финансовому. Сторонники Драбинко пока не отрекаются от Московской Патриархии. Они просто говорят: мы решаем все вопросы без всякого участия мирян, а тем более, Патриарха Кирилла. Еще раз подчеркиваю, что миряне остаются на стороне Патриарха Московского и всея Руси".

Коротко об архиепископе Переяславль-Хмельницком Александре (Драбинко)

Самый молодой епископ Украины. Церковную карьеру начинал как келейник Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Начиная с 2005 года, уже будучи архимандритом, открыто заявляет о себе как о правой руке предстоятеля УПЦ (МП). По словам ряда украинских епископов, всегда отличался панибратским отношением с церковными иерархами Украины и России, позволял себе открытые оскорбительные высказывания в их адрес. "На торжествах 75-летия Предстоятеля УПЦ Драбинко уже открыто ставил на место неугодных архиереев, публично давал нелицеприятные характеристики митр. Никодиму, Агафангелу, Онуфрию, Лазарю, архиеп. Павлу, Августину, Сергию, Софронию, еп. Пантелеимону, Серафиму, Ипполиту, Иннокентию, Агапиту; нагло говорил про Святейшего Патриарха Алексия, называя его не иначе как "Редигер", и про митрополита Кирилла (ныне — Патриарх Московский и всея Руси. — Ред.), называя его еще более обидным и нецензурным словом", — говорится в письме украинских епископов, написанном в декабре 2008 года. По сведениям авторов письма, архиепископ Александр негласно поддерживает расколькников из "Киевского патриархата". Дружит с Евстратием Зорей, "пресс-секретарем" Филарета Денисенко.

Читайте также по теме:

Княгиня Ольга — первая русская святая

Православный Кавказ — утопия или перспектива?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *