Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...

27 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня. До IV века Крест был утерян, что немудрено: в 70 году нашей эры Иерусалим был практически стерт с лица земли, и никто уже не мог сказать, где доподлинно находилась Голгофа. Но мать императора Константина Елена сделала невозможное.

Как известно, крест, на котором был распят Иисус Христос, непосредственно после казни, по понятным причинам, не был окружен подобающей ему заботой. И вместе с крестами, на которых были распяты два разбойника, так и остался на вершине горы Голгофы, постепенно заносясь пылью и почвой.

Однако, вопреки современным протестантским воззрениям на то, что почитание креста — якобы поздний и ничем не обоснованный обычай традиционных Церквей (и вообще, "зачем вообще почитать это орудие казни?") — на самом деле это далеко не так. Возвышенно-уважительное отношение к Кресту Господню видно уже в Апостольских Посланиях, которые, словно провидя поздне-протестантскую ревизию православного учения, говорят в том числе и о "соблазне Креста" (Гал.5:11). Более того — найдены даже карикатуры на первых христиан, где они изображены поклоняющимися… именно распятию.

И в самом деле — как можно верить в Крестную Жертву Христа, ее спасительное значение для погибающего человечества, и при этом отвергать ее главный символ, Крест? Да, он символизирует страшное предсмертное страдание Богочеловека, вызывающее у любого верующего сострадание и сожаление о собственных грехах, которые и сделали необходимой эту Жертву. Но, как часто говорил известный богослов и пастырь, ныне покойный митрополит Антоний Сурожский: "Страдание — единственная грань, благодаря которой бытие-добро может встретиться с небытием-злом — чтобы рассеять его своим светом".

И когда тот же апостол Павел говорит, что христиане "крестятся в смерть Христову" — это означает, что другого способа следовать за своим Спасителем у них нет. Другое дело, что далеко не любая жертва ощущается как страдание — например, когда ты делаешь приятное любимому человеку. Тем не менее, и это тоже жертва — своего времени, сил, быть может, денег и так далее.

Так что Крест издавна пользовался почитанием в Церкви. Существует предание, что первое обретение его Древ произошло еще в I веке благодаря уверовавшей в Христа супруге римского императора Клавдия. Во время поиска священной реликвии ее юная дочь внезапно и безболезненно умерла — но этой случилось Промыслом Божьим лишь к вящей славе Господней. Ибо, как только были найдены все три креста, разбойничьи и Христов, прикосновение последнего воскресило девушку. А сам Крест был передан первому епископу Иерусалима апостолу Иакову.

Тем не менее, данное предание не получило широкого распространения, хотя и не противоречит общепризнанной версии, о которой пойдет речь ниже. Как бы там ни было, в конце I века общие бедствия, свалившиеся на Иерусалим, сделали невозможным не то, что почитание находящегося близ него Креста, но и вообще проживание там верующих. Ведь в 70 году "вечный город" был разрушен войсками под командованием Тита, сына императора Веспасиана. Случилось это, кстати, в полном соответствии с грозным пророчеством Христа, о том, что "здесь не останется камня на камне" (Мф.24:1-2). Большинство иудеев, оставшиеся глухи к проповеди своего Мессии, по прежнему видели главную цель для себя не в спасении от грехов и обретения Царства Божья, но в восстановлении независимости Израиля. За что и поплатились — в ходе подавления римлянами иудейского восстания их столица было полностью разрушена. По ее улицам прошлись плугом: в те времена это символически означало, что города больше нет.

Первые цивилизованные поселения появились здесь только спустя 60 лет. Часто в церковной литературе можно встретить выражение, что, дескать, император Адриан специально построил на месте Голгофы и Гроба Господня языческий храм Венеры, чтобы полностью стереть память о Христе. Думается все же, что это отнюдь не являлось его основной целью. Главными врагами римлян в Иудее были евреи, глубоко презираемые победителями. Вот уязвить их побольнее, вместо лежащей в руинах "мерзости запустения" построить новый город полностью языческой направленности — это да. Впрочем, косвенно это повлияло и на судьбу Креста — он так и оставался погребенным в толще Голгофы, теперь уже и под стенами храма Венеры.

В начале IV века Западной частью Римской империи стал править Константин Великий. В многочисленных гражданских войнах с соперниками и узурпаторами ему удалось восстановить единство государства. И самые главные победы императора были достигнуты тогда, когда после мистического видения Креста в небе с надписью "Сим побеждай!" изображение священного древа было нарисовано на всех знаменах и доспехах воинов.

После окончательного замирения страны Константин послал в 326 году в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Последняя и занялась поиском животворящих древ. Сделать это было сложно — мало что осталось от прежних окрестностей города, по улицам которого ходил Спаситель. Удалось разыскать еврейского мудреца по имени Иуда, который помнил, где находилась Голгофа. Правда, информацию эту добровольно он сообщать не хотел — его пришлось посадить в яму для размышлений. В конце концов, согласившись помочь в поисках, Иуда сам начал молиться вблизи священного холма — и, увидев исходящий из-под толщи земли благоуханный дым, внезапно умилился и уверовал во Христа. Впоследствии он стал иерусалимским патриархом и мученически пострадал за исповедание веры при императоре Юлиане Отступнике в 361 году.

Тем не менее, и после разрушения храма Венеры и нахождения всех трех крестов оставалось загадкой — какой же из них принадлежал Христу? Она разрешилась просто: мимо шла погребальная процессия, и мертвец внезапно воскрес, как только к нему приложили Крест Господень. По приказанию патриарха, Крест тут же подняли для всеобщего обозрения, что и получило название "Воздвижения".

В тот же день Церковь отмечает и другую памятную дату, связанную с Крестом — Его возвращение в Иерусалим в 629 году после 14-летнего нахождения у персов, захвативших было город ранее. С этим событием связано трогательное предание. Когда священную реликвию захотел внести в храм сам император Ираклий во всем величии своей славы самодерждца и победителя, внезапно он с помощниками вынужден были остановиться: люди не могли сделать ни шага. И тогда патриарх напомнил Ираклию, что Господь, идущий на крестные страдания, не был одет в царский пурпур. Государь тут же переоделся в простую одежду, смиренно снял обувь — и только тогда смог занести Крест в надлежащее ему помещение.

Где ныне находится Крест Господень? Доподлинно об этом известно, наверное, лишь Богу. Уже тогда, в I тысячелетии, кроме мелких частиц, отделяемых от него, животворящие древа были разделены минимум на две части — собственно иерусалимскую и константинопольскую. Первая была потеряна после поражения армии крестоносцев в битве с султаном Саладином в 1187 году. Вторая исчезла после погрома уже крестоносцами столицы православной Византии в году 1204-м.

Тем не менее, вопреки скептическим заявлениям протестантов, в частности Жана Кальвина, говорившего, что "если сложить все частицы якобы Креста Господня — из них можно построить хороший корабль" общий вес святынь, подлинность которых не подлежит сомнению, составляет всего 1,7 килограмма. Есть они и в России. В качестве примера можно привести Александро-Свирский монастырь, Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде, Богоявленский собор в Елохове, Воскресенско-Федоровский монастырь, Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь и некоторые другие обители и храмы.

Однако гораздо более важно не то, где находятся фрагменты священной реликвии. Главное, чтобы по слову Спасителя, каждый верующий "брал свой крест — и следовал за Ним". Стоит сделать только первый шаг — и тогда от Господа обязательно последует благодатная помощь. В том числе, и в смысле содержания праздничного тропаря Воздвижения, краткого песнопения, отражающего главную суть праздника и чаяний верующих, возносимых в молитве к Богу.

Спаси, Господи, люди Твоя

и благослови достояние Твое,

победы православным Христианом на сопротивныя даруя

и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Особенно актуально это в наши дни, когда глумление над христианами набирает обороты, а кощунницы из FEMEN, бравируя своей бессовестностью, объявляют "крестоповал" по всей России. Но, право слово, как мелко и глупо смотрится это беснование на фоне радостного и светлого праздника Крестовоздвижения. Раз за разом утверждается над землей Крест Господень, кто бы как ни пытался его свалить. И кто как ни старайся, а Распятие — было, и никто не сможет лишить мир его спасительной силы.

Недаром английский писатель Честертон писал: "Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз гибли черти". Что ж, остается лишь пожалеть тех, кто оказался в этот момент рядом с чертями.

Читайте также:

Православные поклоняются Кресту Господню

27 сентября — Воздвижение Креста Господня

Сегодня — Воздвижение Креста Господня

Как царица Елена нашла Крест Господень

Воздвижение Животворящего Креста Господня

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить