Юные святые христианской Церкви

Первыми христианскими святыми были дети. 14 тысяч младенцев, пострадавших от Ирода, как маленькие светочи озарили мир, который дождался пришествия Господа. Церкви, которой предстояло еще родиться, уже предначертано было укрепляться и возрастать в муках, потому что зло никогда не смогло бы примириться с Ее существованием.

Дитя слабо и беззащитно. Ребенку свойственно легко пугаться даже не страшных по сути вещей. Но ведь был и трехлетний мальчик Кирик, сын благочестивой вдовы Иулиты из Малой Азии. При правителе Александре Иулита была схвачена как христианка и подвергнута мучениям. Мальчик плакал, но рвался к матери и кричал: "Пустите меня к ней, и я христианин!". Правитель убил ребенка на глазах у истерзанной матери, скинув его с высоты помоста на каменные ступени.

Сестры Вера, Надежда, Любовь, чью память Церковь вспоминала всего несколько дней назад — самые известные, пожалуй, дети-мученики. Их имена, что дала им мать София, желая, чтобы вера, надежда и любовь всегда освещали, питали и укрепляли ее дочерей, были переведены с латыни на русский язык — теперь мы называем так дочерей. Мир языческой жестокости и разврата с огромной ненавистью обрушился на мир детской чистоты. По приказу императора Адриана девочек 12-ти, 10-ти и 9-ти лет подвергли самым мучительным пыткам, осудив мать на не менее страшное душевное мучение — видеть, как терзают ее детей. Невозможно вытерпеть подобное без укрепления Того, во имя Которого совершается подвиг любви и верности, Кто Сам претерпел ради нас крестную муку. И Господь укреплял детей. Не один раз девочкам посылалась чудесная защита и исцеление. Но те, в чьих душах не осталось истинно детской веры в чудеса — те и помощь Свыше готовы счесть ведьмовским волхованием. Трое сестер были убиты за имя Христово, мать София скончалась на их могиле.

Это трагичная история — но не печальная. Эта история — посрамление взрослой злобы и гордыни детской твердостью, это свидетельство того, что живая вера в Живого Господа обращает в ничто земные страдания и даже в слабых телах рождает несокрушимую силу. И не зря три звезды путеводные — Вера, Надежда, Любовь, ведущие людей по пути к Христу были именами именно детей, отдавших свои юные жизни за право верить в Творца, надеяться на Него и любить Его. А тот, кто любит Бога — любит и все Им сотворенное, все сущее, любит весь мир. И кто умеет это делать лучше ребенка?

Двенадцать лет было мученице Акилине, когда она на принуждение отречься от Господа и поклониться идолам ответила: "Мой Бог со мной, Христос Избавитель. И чем больше ты будешь мучить меня, тем более Он даст мне терпения и силы". И действительно — получила и силы, и терпение по вере своей, и ее не сломили никакие пытки.

В 15 лет приняла смерть от гонителей христианства великомученица Марина. Белая голубка была чудесно послана ей с неба, чтобы удостоверить всех в истинности упования молодой души на Небесное заступничество.

И в Ветхом Завете встречаем мы юных праведников, прославившихся стойкостью в вере. Это знаменитые отроки Анания, Азария и Мисаил, брошенные в Вавилонскую печь по приказу царя-язычника и сохранившиеся в ней невредимыми силой Господней. Это и семь братьев Маккавеев, которые опять же на глазах у матери пострадали за верность Закону, данному Богом, в то время, когда многие отпали от истинного Бога. "Сделавшись мучениками прежде Христовых страданий, — писал про подвиг юношей святитель Григорий Богослов, — чего не совершили бы они, подвергшись гонению после Христа и став подражателями Его за нас смерти? И без такого образца показав столько доблести, не оказались ли бы они еще более мужественными, если бы страдали, взирая на пример Христов?".

Но вот гонения прекращаются. Христианство становится официальным вероисповеданием в Византийской Империи. Вместе с несомненными духовными благами, что принесло это изменение, явились и нестроения. Причем внутри отношений в самой Церкви. И когда ее тело стало изнутри подтачиваться ересями — подвижники начали уходить от мира в пустыню. Так возникло монашество. И верующие дети, горячо любящие своего Бога, так же твердо решались на отказ от мира, как когда-то их юные предшественники без боязни шли на муки.

В святцах описаны жития двух различных святых по имени Симеон, по характеру своего подвига прозванных Столпниками. Более известен из них тот, память которого празднуется 14 сентября (по нов. ст.). Еще будучи 13-летним отроком, подвижник молился Богу, чтобы Господь указал ему путь к спасению души. По прошествии времени Симеон взял на себя удивительный, невиданный в то время подвиг — стал подвизаться на сооруженном им столпе, ни разу не сойдя вниз — до самой смерти.

Другой преподобный Симеон Столпник (день памяти 6 июня) более известен как Дивногорец. Он родился в 512 году в Антиохии Сирийской, и рождение его было ответом на молитву к святому Иоанну Предтече. Мать обещала посвятить вымоленное дитя Господу — Господь принял ее обет, и уже с младенчества дитя было особенным, совсем не похожим на других малышей. Симеон с пеленок отличался строгим постничеством. Сам Бог являлся мальчику, чтобы поведать ему о его будущих подвижнических подвигах. И — случай удивительный! — маленький ребенок удалился на пустынную гору всего шести лет от роду!

Проходят века, и православную веру от Византии перенимает Древняя Русь. И снова первым мучеником становится ребенок, Иоанн (Варяг) Киевский. Он был выбран язычниками для принесения в жертву Перуну, но отец его Феодор отказался наотрез и не только потому, что не желал гибели сына, но потому что мерзко верующему в Бога Истинного приносить жертву поганому идолищу. Толпа, разъярившись, убила обоих.

Жития некоторых святых детей, канонизированных Русской Православной Церковью в более поздний период, рождают ощущение загадки.

Святого Артемия, Веркольского чудотворца, убиенным не назовешь. Да, его земная жизнь прервалась в 12 лет, но не по вине людей — мальчика во время неожиданно разразившейся грозы убило в поле молнией. Это был обычный крестьянский сын, как рассказывает житие — ребенок весьма богобоязненный. Суеверные сельчане неправильно истолковали причину смерти Артемия, решив, что у него были какие-то тайные грехи, за которые Господь его покарал. Его тело оставили в лесу, всего лишь прикрыв хворостом и обнеся оградой. Через три года над местом, где лежали останки, просиял необычайный свет — мощи святого Артемия были обнаружены нетленными. Что послужило причиной чуда? Вряд ли только необходимость указать крестьянам на их ошибку. По молитвам к отроку Артемию вдруг стало совершаться исцеление за исцелением. И оказалось, что святой мальчик, пребывая на Небесах, постоянно внимает тем, кто умоляет его о помощи.

Всего лишь один пример. Холмогорец Иларион Артемиев страдал от слепоты, и отчаяние его было так велико, что человек хотел наложить на себя руки. Услышав о чудесах, происходящих у мощей святого Артемия Веркольского, страдалец начал горячо молиться отроку. "В тот же час я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом — в правой. Он осенил меня крестом и сказал:

— Человече, что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.

При сих словах праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его".

Мы всем сердцем сострадаем маленькому Царевичу Димитрию, сыну Ивана Грозного, когда читаем об убийстве, совершившимся в Угличе. Ребенок был принесен в жертву властолюбию, погиб в результате политических интриг. Но прославлен убиенный Царевич был вовсе не по политическим мотивам. Также не было никакой социальной подоплеки и в прославлении мальчика Гавриила, ритуально замученного в конце XVII века. Родители Гавриила были белорусами, не пожелавшими принять унию, и ребенок воспитывался в Православной вере. От этого малыша не требовали отречения — над ним просто страшно издевались, распяв по образу Спасителя. Потом изуродованное тело бросили в поле — там собаки три дня отгоняли от него хищных птиц. Через 30 лет после погребения останки убиенного младенца были обретены нетленными…

Святой мученик Василий Мангазейский, первый сибирский святой, был убит по вине своего хозяина совсем молодым — в 19 лет. Он умер не из-за гонений на свою веру — просто во имя правды. Что-то нам известно все-таки о его внутреннем мире — был честен и стоек, кроток и благоговеен к храму Божьему…

А что рассказывают нам жития о детях-юродивых?

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины.

Произошло это в 1540 году на третий день Пасхи. По реке Осте к селению Боровичи, что в Новгородской области, приплыла против течения большая льдина. На ней стоял… открытый гроб, а в гробу лежало тело юноши. Понятно, что это испугало крестьян, и они шестами оттолкнули льдину к средине реки. Трижды отталкивали — и трижды льдина возвращалась к берегу…

Ночью юноша, что лежал во гробе, явился во сне старейшинам села. "Я такой же христианин, как и вы, — были его слова. — Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". Так крестьяне поняли, что Господь явил им мощи святого угодника.

Святые останки, которым Господом была дана благодатная сила чудотворения, поместили в часовне, а в 1544 году перенесли в Свято-Духовский храм. Тогда же было установлено празднование в честь праведного Иакова Боровичского. В Иконописном подлиннике о святом Иакове говорится: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 году святейший патриарх Никон перенес часть мощей святого подвижника в Иверскую обитель на Валдае…

Несколько больше известно нам об Иоанне Устюжском. Он родился в семье благочестивых крестьян, ребенком был необычным, постился и молился по-монашески. После того, как умер отец Иоанна, а мать его постриглась в монахини, отрок ушел в Великий Устюг и принял там подвиг юродства. В то время юному подвижнику было всего 12 лет. Он тайно молился по ночам о заблудших и несчастных, а днем бегал по улицам, и часто его можно было увидеть лежащим на навозной куче. И при этом еще при жизни у блаженного Иоанна открылся дар чудотворения — так, например, он исцелил супругу князя Феодора Красного. Скончался этот необычайный подвижник всего лишь 18-ти лет от роду. На его могиле был воздвигнут храм во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, где по молитве к блаженному Иоанну совершалось множество чудес. Особенно были благодарны устюжане своему святому за помощь при защите города от поляков.

В еще более молодом возрасте — в 16 лет — отошел ко Господу князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского. Он скончался внезапно накануне собственного венчания, когда гости уже собрались на свадебный пир. Что сделал он в своей жизни, чтобы сподобиться святости? Мы видим дела, обычные даже для столь юных князей в те неспокойные времена. Не единожды с братом Александром оставался Феодор в Новгороде по воле своего отца Ярослава Всеволодовича в качестве княжеского наместника. Участвовал в походе против мордовских князей. Что еще? Конечно, был и благочестив, и богобоязнен. Но в те тяжелые времена людям вообще было свойственно крепко верить в Бога. Так что же? Почему, шведы, разорив в 1614 году Юрьевский монастырь в Новгороде, где был погребен святой Феодор, нашли его тело "яко живо", целым, нетленным? Тайна…

Особенное место среди прославленных святых XX века занимает святой страстотерпец цесаревич Алексий. "Символично, что на современной иконе новомучеников российских царевич Алексий изображен в центре и немного впереди всех. Такой "детоцентризм" позволяет надеяться, что именно российские дети смогут найти дорогу к святому граду духовного возрождения и преображения страны, ибо, как сказано в Евангелии: "Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам"" (Вера Абраменкова "Детская святость в русском православии").

История царской России закончилась мученической смертью последнего в истории наследника Российского Престола. Святого ребенка…

Читайте также:

Афонские старцы — о грядущих испытаниях и судьбах…

Италия: Святые угодники на все случаи жизни

Дмитрий Донской: Святые в эпоху войн и чумы

Автор Марина Кравцова
Марина Кравцова — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *