Дева Мария - первое чудо Нового Завета

Рассказ о рождестве Пречистой Матери Господа Иисуса Христа мы не найдем в Евангелиях. Но церковное предание донесло до нас красивую и трогательную историю Любви, которой, казалось, не суждено было иметь продолжения в потомстве. Веры, способной затопить пустыни неверия. И Чуда, которое может сотворить только Бог. Его смысл открылся далеко не сразу.

В небольшом галилейском городе Назарете жила благочестивая чета. Супруга звали Иоаким, он был потомком царя Давида, из рода которого, согласно Божиему обетованию, должен быть произойти Спаситель мира. Его жену звали Анна, и была она дочерью священника Матфана, происходившего из рода первосвященника Аарона.

Иоаким и Анна имели все блага, и земные, и духовные. Будучи богатыми, ежегодно отдавали немалую часть своих доходов в Иерусалимский храм, творили щедрую милостыню. Иоаким говорил при этом: "Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу". Но главное — между ними была любовь. Та любовь, настоящая, о которой пишут в книгах и которую воспевают в стихах, преодолевающая все препоны. А напасть возникла — по тем временам, немалая. Супружеская чета дожила уже до преклонных лет, а детей у них так и не было.

Читайте также: Благовещение: каждый ребенок должен жить

"Ветхозаветное иудейское мышление видело сущность и цель брака в воспроизводстве рода, — пишет протоиерей Иоанн Мейендорф. — Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения. Послушание Авраама и его вера в Бога даровали ему обещание обильного потомства: Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 17-18). Это торжественное обещание Авраама объясняет, почему евреи считали бесплодный брак проклятием, тяготеющим над супружеской четой, в особенности над женщиной".

Именно так смотрели окружающие на Анну — как на проклятую; по существующим законам, Иоаким имел полное право развестись с бездетной супругой. Продолжение рода, казалось бы, превыше всего. Тем паче, что каждая иудейская семья питала надежду, что именно из нее произойдет обещанный Господом Спаситель мира — отсюда продолжение рода рассматривалось как религиозный долг. Но святые Иоаким и Анна, как часто случается со святыми, не вписывались в рамки общепринятого. Это уже потом их Божественный Внук скажет: "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает", но уже сейчас святые богоотцы поступали по-христиански. Они остались верны друг другу и возвысили свой брак до духовного таинства, воистину нерасторжимого. Недаром на иконах и фресках их изображают слившихся в нежном супружеском объятии, на их ликах — свет, тепло и любовь. Их соединение — целомудренное и в то же время — вполне земное, ведь иконы и фрески посвящены событию зачатия Пресвятой Богородицы.

Но это будет потом, а поначалу Иоакиму и Анне довелось претерпеть немало обид и оскорблений. Они переносили все в духе христианской кротости и упования на Бога. Иоаким, как мы уже говорили, приносил щедрые дары в Иерусалимский храм, но в один из праздников первосвященник не принял даров у старца, потому что тот был бездетен. Первосвященник посчитал, что нельзя принимать дар Господу у того, кто якобы у Бога в немилости и наказан бесчадием за грехи. Самое обычное дело — жестоко судить о человеке по внешним проявлениям, не зная ни его души, ни, тем более, Божьего замысла о нем!

Опечаленный Иоаким не стал негодовать и что-то доказывать — он просто ушел в пустыню, чтобы там в посте и молитве говорить с Богом наедине и излить ему свое горе. Предание повествует, что старец постился и молился 40 дней. Он говорил: "Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва".

Когда об этом рассказали его жене Анне, она горько заплакала, и в отчаянии воскликнула: "Горе мне! Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма". Рассказывают еще, что праведная Анна увидела гнездо с птенцами, и ее сердце пронзила боль от того, что все живое вокруг дает жизнь, и лишь она, как лоза бесплотная, не способна дать потомства. Но и тогда она не отчаялась, и по-прежнему просила Бога о милости.

И предстал Ангел Господень перед безутешной супругой Иоакима. "Анна, — обратился он к ней, — Господь внял молитве твоей! Ты родишь Дитя, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире".

Можно представить себе изумление и восторг женщины, удостоившейся явления вестника с Небес за то, что она не потеряла надежды и веры. Она счастливо воскликнула: "Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь!"

Читайте также: К чему Богородице быть феминисткой?

Горячо молившемуся в пустыне Иоакиму также посланник Свыше принес Божий ответ на его молитву: "Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое".

Рано утром супруги поспешили с благодарностью в храм и встретились у Золотых ворот. Этот сюжет отображен на иконе "Встреча Иоакима и Анны".

Когда пришел срок, праведная Анна родила дочь. Ее назвали Мариам, или Мария — "Госпожа". "Возвысилась душа моя в этот день!" — таковы были исполненные благодарности и счастья слова святой Анны.

И это было началом Спасения. Недаром же в православном богослужебном годичном круге, начинающимся 1 сентября по старому стилю, первый двунадесятый праздник (один из 12-ти великих праздников) — именно Рождество Пресвятой Богородицы. "Рождество Твое, Богородице Дево, принесло радость всей вселенной", — воспевает Церковь в этот день. По сути, время Ветхого Завета закончилось и наступило время Нового Завета — да и не сами ли святые боготцы Иоаким и Анна возвестили его, сохранив свой брак, своими делами и душевным расположением выйдя за рамки обветшающего закона?

Сейчас на месте дома праведных Иоакима и Анны, где, согласно преданию, родилась Дева Мария, находится православный греческий монастырь Святой Анны. Расположен он в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима около Львиных ворот. Принадлежит монастырь Иерусалимской православной церкви. Его современное здание построено в 1907 году над пещерой, которая в прошлом была частью дома родителей Богородицы. На первом этаже монастыря расположена церковь Рождества Богородицы.

…Крошечная девочка лежала в колыбели. Девочка, которая просто не могла родиться по законам природы — ее родители были стары, ее мать была бесплодна. Вскоре после введения во храм трехлетней Девы Марии старец Иоаким скончается 80-ти лет от роду. Его любящая жена, святая Анна, переживет супруга на два года и отойдет ко Господу 79-ти лет.

Читайте также: Успение Девы Марии - Богородичная Пасха

Но сейчас Иоаким и Анна трепетали перед чудом рождения Марии, к Ней уже было особое отношение как к ребенку, посвященному Богу еще до зачатия. И конечно же, девочке, рождение которой предвозвестил Ангел, должна была быть уготована особая судьба. Могли ли они знать, что это Дитя будет чествоваться всем христианским миром как Превысшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим? Что ни один человек, рожденный от мужа и жены, не удостоится такой великой славы в Царствии Небесном, как Мария, скромная и чистейшая Дочь святых супругов?

В тот особый торжественный день, который мы празднуем 21 сентября по новому стилю, святые праведные Иоаким и Анна стали не только родителями чудесно рожденного ребенка — они приобщились к Божественному замыслу Спасения мира. Их Дочь уже избрана, чтобы родить в свое время Сына Божия, и отныне они нарекутся боготцами.

И теперь мы празднуем день памяти святых и праведных богоотец Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы — 22 сентября по новому стилю. И каждый день после Божественной литургии на отпусте Святая Церковь просит молитв святых Иоакима и Анны, благодаря любви и вере которых стало возможным земное воплощение Спасителя мира.

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" о религии в Яндекс.Дзен

Автор Мария Кравцова
Мария Кравцова — внештатный автор раздела Религия Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *