Сработает ли запрет абортов на Украине, предложенный католическими иерархами?

Аборт: запретить нельзя разрешить?

Можно ли насадить нравственность насильно? Или человеческая натура такова, что даже под самым тяжелым "прессом" у нее все равно найдется и желание, и возможность грешить? В начале марта предстоятели украинских католической и греко-католических общин обратились к Верховной Раде с неожиданным и радикальным предложением — запретить на Украине аборты.

Правда, об абсолютном запрете на искусственное прерывание беременности речи все же не идет — сохраняются определенные исключения в виде "медицинских показаний", когда продолжение беременности может угрожать жизни или здоровью женщины. В эту категорию автоматически попадают и несовершеннолетние потенциальные "мамочки" — разумеется, лишь при наличии собственного желания на операцию.

Подчиненные Риму иерархи в качестве аргументации своей позиции приводили ужасающие цифры — 2 миллиона абортов на Украине в год. Правда, украинский Минздрав оперативно опроверг эти данные, заявив, что даже в лихие 90-е с их непрерывным кризисом и тотальным обнищанием населения максимум миллион украинских женщин прерывал беременность. Ныне же эти показатели упали в шесть раз — до 153 тысяч операций в год, что в три с половиной раза меньше ежегодного количества родов.

Тем не менее, и полторы сотни тысяч не просто нерожденных, но, будем называть вещи своими именами, убитых детей — все равно много. Ведь если о предотвращении беременности богословы еще спорят, все ли способы тут допустимы, то в отношении уже развившегося в материнской утробе плода все христианские конфессии категоричны — это полноценный человек с данной Богом душой. И отнимать у него жизнь — не менее греховно, чем у ребенка, уже родившегося.

Читайте также: Благовещение: каждый ребенок должен жить

Однако инициатива католической паствы, вдогонку поддержанная, скажем, раскольническим "патриархатом" самозванного "патриарха" Филарета (Денисенко) была довольно прохладно встречена Украинской Православной Церковью Московского патриархата. Думается, дело тут не только в том, что указанное предложение первично исходило от тех, кто спит и видит, чтобы уменьшить влияние единственной канонической конфессии на территории Украины. И даже не в том, что вышеупомянутый народный депутат Шкиль — выходец из радикально-националистической организации УНА-УНСО, чей флаг представляет стилизованную свастику, а ее боевики "прославились" не только многолетней борьбой с "проклятыми москалями" на фронтах Чечни и Южной Осетии, но и силовым захватом храмов у верующих УПЦ МП в пользу раскольников и униатов.

Круг вопросов, связанных с прерыванием беременности, гораздо шире, нежели простое его разрешении или запрет. Будем реалистами — церковное понимание аборта как убийства, мягко говоря, не укоренено в сознании большей части наших сограждан. Особенно, после того, как он (почти 100 лет назад) юридически перестал у нас считаться преступлением, став просто рядовой медицинской операцией.

С одной стороны, по словам апостола Павла "женщина спасется чадородием" — это ее основная жизненная миссия. Нормальная беременность предотвращает злокачественные опухоли органов половой сферы, а ее насильственное прекращение может сделать женщину бесплодной, навсегда лишив ее возможности материнского и семейного счастья.

С другой стороны, выносить и родить ребенка — очень тяжелый труд. Тут и просто необходимость таскать дополнительную тяжесть (при этом еще и работая), и осложнения вроде токсикозов, и изменения психики — далеко не лучшую сторону… Если ребенок желанный, то подавляющее большинство женщин переносит эти трудности пусть и без особой радости, но с терпением и пониманием. А если беременность нежеланна? И произошла она вследствие "залета", далеко зашедших "игр в любовь", а проще говоря — банального блуда? Если отец ребенка бросил свою подругу, оставив ее без средств к существованию, когда на официальную зарплату даже одному человеку прожить трудно — а тем более матери-одиночке с ребенком на руках?

Читайте также: Кураев vs Алексеев: бассейн или статья УК?

Конечно, на этот счет авторы антиабортной кампании говорят: "Не хочешь иметь ребенка — так ты его хоть роди, а потом оставь в роддоме". То есть, в современной терминологии, женщине предлагается некое "суррогатное материнство" — только "заказчиком" служит не бездетная семья, а государство. Но вообще-то за подобные, с позволения сказать, "услуги" частные лица платят суммы со многими нулями. А вроде как озабоченная "снижением демографических показателей" власть не собирается компенсировать беременным даже затраты на нормальное питание и лечение, которое на Украине бесплатно лишь на бумаге. И размер пособия матери-одиночке, кстати, ниже средств, тратящихся на одного детдомовского ребенка раза в четыре — и вдвое меньше официального прожиточного минимума.

Впрочем,воспитанникам "приютов" тоже не позавидуешь. Согласно статистике, недавно прозвучавшей на одном из местных православных телеканалов, после выпуска сирот во взрослую жизнь социальным жильем никто их не обеспечивает, равно как и другими сколь-нибудь существенными перспективами, вроде образования и трудоустройства. Поэтому 70 процентов мальчиков-детдомовцев идут в криминал, 60 процентов девочек — в проститутки, а 10 процентов обеих категорий заканчивают жизнь самоубийством.

Надо ли объяснять, почему в таких условиях многие женщины предпочтут лишить жизни свое неродившееся дитя путем аборта, но не вверить его судьбу "заботливому" государству?

Не стоит также забывать, что запрет на легальные аборты немедленно провоцирует рост "абортного туризма". Последнее убедительно прослеживается на примере Польши, где пролоббированный Католической Церковью закон привел лишь к тому, что решившие прервать беременность польки стали ездить для этого в клиники Украины, Белоруссии и России. Несложно догадаться, что точно так же будут поступать и украинки в случае узаконивания "передового" польского опыта. Те, у которых есть деньги, конечно.

А те, у кого их нет или мало, создадут на месте рынок потребителей абортов нелегальных. И хорошо, если их будут делать желающие подзаработать дипломированные врачи, а не какие-нибудь "бабки" в антисанитарных условиях, чреватых смертельно опасными осложнениями.

Читайте также: "Суд без милости не оказавшему милость…"

Вообще несложно заметить, что католики решили проблему абортов путем, апробированным еще много столетий назад — переложили проблемы, касающиеся духовного кризиса своей паствы, на государство с его запретительными мерами и карающей рукой закона. Вроде практики ныне осужденной самим же Римом инквизиции. Хотя любой запрет сам по себе — свидетельство крайне низкого нравственного состояния людей. Никто же официально не запрещает, например, есть собачатину — в христианской культуре это просто не принято. Да и "статья" за людоедство, чаще всего, "дремлет" — даже у самых закоренелых циников-прагматиков в голове находится жесткое "табу" на поедание человечины.

А вот с правом женщины на аборт — ситуация совершенно другая. Кто-то считает большей ценностью, чем новый человек, свою карьеру, кто-то — перспективы получить хорошего мужа (и впрямь, устроить личную жизнь матери-одиночке довольно проблематично), кто-то боится материальных затруднений… Да и как иначе, если все вышеприведенные "ценности" является фундаментом современного общества потребления, вспоминающего о Христе лишь в дни самых значительных религиозных праздников? И полторы сотни тысяч убитых в клиниках нерожденных украинских детей — лишь верхушка айсберга этой колоссальной бездуховности.

Соответственно, справиться с проблемой абортов просто и сложно одновременно. Нужно "всего лишь" побороть бездуховность, подготовив души людей к восприятию любви Христовой. А уж люди (они же граждане и избиратели государства) потом сами пересмотрят свои ценности и изменят поведенческие стереотипы — так что, быть может, и запрещать аборты не потребуется.

Но для этого представителям Церкви придется прилагать ежедневные титанические усилия. Куда как проще обратиться с просьбой "подсобить" к государству, толку от которого в решении духовных вызовов — как от слона в посудной лавке.

Читайте также: Женщины: прекрасный пол в Евангелии

Впрочем, похоже, распиаренная инициатива римско-католических иерархов так и останется без видимых последствий. Причин тому много. Политикам, чтобы они не говорили "для прессы", не очень улыбается перспектива получать каждый год дополнительные 150 тысяч сирот, если вдруг женщины, не желающие иметь детей, вместо абортов родят их и оставят в роддомах. По самым скромным подсчетам, это облегчит украинский госбюджет на 10-12 процентов его объема — цифра совершенно убийственная для официального Киева, униженно выпрашивающего куда меньшие суммы у Международного валютного фонда.

Серьезные политики от оппозиции тоже не в восторге от такой "кавалерийской атаки". Так, фактический лидер Блока Юлии Тимошенко (на период ее пребывания в тюрьме) Александр Турчинов предельно ясно обозначил свою позицию: "Лично я как христианин категорически против абортов — но их запрет должен приниматься исключительно на референдуме". Так что, скорее всего, поднявшийся было шум довольно скоро уляжется — вытесненный другими актуальными инфоповодами.

Но, право, это не повод опускать руки. Просто всегда надо отдавать себе отчет, что никакой "революционный" закон проблему убийства нерожденных детей не решит. Для этого необходима длительная и кропотливая работа Церкви по просвещению и возрождению человеческих душ Божьей Благодатью…

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить