Главная русская икона-победительница

Владимирская икона Божией Матери — главная русская икона. Так многие называют ее, и не зря. Для верующих людей она стала не просто благоговейно почитаемым образом Владычицы, но и, наряду с Троицей Рублева, символом русского православия.

Владимирская — первообраз, с которого было сделано огромное количество списков, некоторые из которых также прославились как чудотворные. Эта икона, через бушующее море истории дошедшая и до наших дней, была, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

Владимирская — можно сказать, икона государственная. Ее история во многом отразила историю России, но отразила в духовной, преображенной ее сути. Эта икона не раз находилась в гуще исторических событий, перед ней совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов…

В Россию эта икона принесена была из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Образ поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Слух о чудесах, явленных от этого образа, дошел до сына Юрия Долгорукого — князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Было это в 1155 году. Уход Боголюбского из Киева — само по себе событие великой значимости, с него началась история Владимиро-Суздальской Руси как центра Русской земли. И Сама Пресвятая Богородица в видении князю Андрею явила Свою волю — Она велела поставить ее чудотворный образ в городе Владимире, который и стал столицей Северо-Западной Руси. Так через Свой образ Божия Матерь Сама определила новую столицу. Оттого икона и стала именоваться Владимирской.

Но праздник, которые православные отмечают сегодня, 8 сентября, связан с другим, более поздним историческим событием.

"Национальный праздник Святой Руси и русских — это день 8 сентября нового стиля. Это не двунадесятый и даже не великий праздник, — отмечал писатель (ныне священник) Николай Блохин. — В церковном календаре черным выделенным шрифтом обозначается так: "Сретенье Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году)". Таким шрифтом в календаре отмечено множество праздников. Но этот для сердца домочадца Дома Богородицы, именуемого также Святой Русью, всегда — особый".

Читайте также: Успение Девы Марии — Богородичная Пасха

Победа на Куликовом поле, увы, не принесла Руси ни мира, ни спокойствия. Ей по-прежнему приходилось вести длительную изнурительную борьбу с иноплеменными захватчиками. В 1395 году пришла напасть, страшнее которой, пожалуй, не было еще — на землю Русскую шел Тамерлан, Темир-Аксак, как именовали его в наших летописях.

"Об этих событиях рассказывается в древнерусской "Повести о Темир-Аксаке", которая дошла до нас во множестве списков, как в составе летописей, так и в различных нелетописных сборниках. Исследователи, занимающиеся изучением литературной истории "Повести о Темир-Аксаке", не пришли к единому мнению относительно соотношения известных ее списков — какие из них отражают первоначальную редакцию, а какие представляют собой позднейшие вторичные переделки. Однако большинство исследователей полагает, что "Повесть" эта возникла еще в начале XV века, скорее всего, в связи с составлением летописного свода митрополита Фотия. Для нас же важно то, что о роли Владимирской иконы Божьей Матери в избавлении Руси от Темир-Аксака во всех редакциях "Повести" рассказывается почти одинаково" (Дмитрий Кривцов, "Возбранная Воевода").

Если, скептически рассуждая, безжалостно вычеркнуть эту роль Владимирской из тех давних событий, то остаются лакуны, тут же возникают недоуменные вопросы — что помешало Тамерлану закончить начатое? Почему он просто развернулся и ушел восвояси со своими полчищами с беспомощной — что важно — тогда Русской земли? Да, наше войско было малочисленно, и никакая доблесть не помогла бы выстоять против чудовищной силы Темир-Аксака, да и Русь сама была еще слаба, раздроблена. Объяснения, конечно, можно найти. Их искали и находили. Объяснения натянутые, потому что никогда ничего на свете не совершается лишь с опорой на голый рационализм — это потом уже таким образом можно истолковывать произошедшие сто или тысячу лет назад события. Для православных же эта история всегда была наполнена духовным смыслом, трепетным прикосновением к Чуду.

Читайте также: Казанское чудо Приснодевы Марии

Николай Блохин писал: "Против несметных полчищ непобедимого, действительно великого полководца Тамерлана у Державы Российской противоядия не было. Завоеванная им империя простиралась от Тихого океана до Каспийского моря. И вот на плечах разбитого им Тахтомыша, который за 13 лет до этого сжег Москву, пересечена Волга, уничтожен и разграблен первый русский город Елец. Остальные русские города и веси ждала такая же участь. Тамерлан не был более кровожаден, чем прочие завоеватели, и даже щадил сдающиеся ему города. Но если хоть одна стрела со стены выпущена — город растаптывался и сжигался полностью, население истреблялось полностью, в живых не оставался никто. А русские города не сдавались. Никогда, ни до, ни после, за всю тысячелетнюю историю такая опасность, опасность полного уничтожения, не наваливалась на Россию. Двести тысяч одной конницы, уже завоевавшей весь мир. На конях — профессионалы-головорезы, 20 лет не слезавшие с коней, уже разгромившие все лучшие армии мира. Железная дисциплина, бесстрашие, опыт и профессионализм. Во главе — величайший полководец всех времен, ранга Цезаря и Ганнибала. Вскоре в грандиозном сражении будет разгромлен последний соперник Тамерлана турецкий султан Баязет, почти сходу взята по обледенелым стенам, при вьюжном морозе Астрахань, и пресыщенному и утомленному Тамерлану просто будет некого завоевывать. Но это все потом. Сейчас же перед ним лежала беззащитная, обреченная земля, которую некому и нечем было защищать. Три полка храброго Василия Димитриевича, сына Дмитрия Донского, расположившихся на Оке, должны быть смяты передовыми туменами в полчаса. И — русская нация исчезала, вычеркивалась из исторического процесса".

Именно так и восприняли наши предки появление у русских границ полчищ Тамерлана, причем, восприняли ее как угрозу самой православной вере: "Повся же дни частым вестем приходящим на Москву, возвещающе прещение грозы Темирь Аксаковы, како готовится въевати Рускую землю, хотя люди Руския попленити и места святая разорити, а веру христианскую искоренити, а хрестиан томити и гонити и мучити, пещи и жещи, и мечи сещи".

Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился преподобному Сергию и Московским святителям о спасении Отечества. В самой же столице митрополит Киприан призвал москвичей к строгому посту и молитвенному покаянию. Шел Успенский пост — Богородичный.

Читайте также: Благовещение: каждый ребенок должен жить

Помочь было некому, и тогда святитель Киприан и великий князь Василий, посоветовавшись, решили, что нужно всем народом просить помощи у Небесной Владычицы. Потому что Пречистая Дева — "Заступница наша, и града нашего, и всякого града, и страны и всего рода человеческаго, идеже с верою призывают ея на помощь, сия бо избавляет вся христианы: от огня и меча, и от нахожения поганых, и от нападения иноплемяник, и от нашествия ратных".

Решение родилось, решение спасительное — перенести из Владимира в Москву глубоко почитаемую Богородичную икону. И так совершилось второе путешествие по Русской земле старинной чудотворной иконы. И снова знаменовало оно собой начало новой эпохи в русской истории. В первый раз — открыло Владимиро-Суздальский период, во второй — Московский. Да, этой иконе, Царице всех русских икон, снова суждено было благословить новый стольный град на Руси. Присланное из Москвы духовенство в праздник Успения Пресвятой Богородицы приняло Владимирскую икону после литургии и молебна во Владимире и с крестным ходом понесло ее к Москве.

"Матерь Божия, спаси землю Русскую!" — эти слова повторялись беспрестанно. Множество народа, и стар, и мал, стояли на коленях по обеим сторонам дороги и молились. Шествие с иконой продолжалось десять дней.

И что же? "В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Тохтамыша, прошел Рязанскую область и взял город Елец, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушел 26 августа обратно", — это один бесспорный исторический факт.

А вот и другой, столь же бесспорный. 26 августа 1395 года в Москве состоялась торжественная встреча ("сретение") Владимирской иконы Божией Матери, подробно описанная в "Повести о Темир-Аксаке". И в этот день все жители Москвы вышли к иконе, "на сретение ее"…

Читайте также: Державная неба и земли Владычица

Позднейшее церковное предание, отразившееся в созданной в 20-х годах XVI века Никоновской летописи, рассказывает нам, что в час встречи в Москве Владимирской иконы Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами в руках. Над ними в воздухе в ярком сиянии стояла лучезарная Жена, "с множеством воинства, претяще ему люте". От этого сна Тамерлан вскочил, он был поражен и испуган. Устрашен до такой степени, что "трепеща и трясыйся, глаголя: "О, что сие есть?" "И тако едва в себе пришед, — повествует Никоновская летопись, — вскоре повеле всю силу свою безчисленую возвратити вспять, и устремися на бег, Божиим гневом и пречистыя Богородици гоним".

"Не подвержен великий завоеватель Тамерлан никаким сонным видениям, — писал Николай Блохин в своем очерке "Владимирская". — Не объяснишь войску, что некий женский образ велит уходить от богатейшей беззащитной страны, уходить от такой добычи. Не поймут такого "веления" головорезы, не нужен им спятивший военачальник, им нужен железный хромец, несгибаемый полководец Тамерлан. За таким — в огонь и в воду, любой приказ — закон. Но такой приказ?! И приказ — уходить и никого не трогать — принят безропотно и безропотно выполнен. Никогда, ни до, ни после, не видели таким своего начальника победители всех армий мира. Ужас и страх, источаемый всем его существом, передался и им. Сам же Тамерлан, видя перед Собой Ее явление, весь проникся реальностью сверхъестественной силы, стоявшей за Той, что державно стояла перед ним, ополоумевшим от ужаса, и излагала Свое повеление. Против этой Силы любая земная сила есть ничто. Он это понял. Поняли и его воины".

Чтобы сохранить в веках для потомков память о чудесном избавлении Руси от Тамерланова нашествия, 26 августа был установлен церковный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На месте встречи основали храм, позднее здесь возник Сретенский монастырь.

Читайте также: Матерь Божия — Спасительница погибающих

И наконец, именно 26 августа — 8 сентября по новому стилю — совершилось знаменитое Бородинское сражение, 200-летие которого мы торжественно празднуем в нынешнем году. Тому, кто не признает в духовной жизни совпадений, это говорит о многом.

Еще два чудесных избавления от захватчиков по молитве к Владимирскому образу Богородицы произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). В память об этом Русская православная церковь установила праздники в честь Владимирской иконы: 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея; 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата.

Несколько слов скажем о новейшей истории Владимирской. Икона пребывала в московском Успенском соборе, пока в 1918 году ее не изъяли для реставрации. В 1926 году чудотворный образ передали в Государственный исторический музей, а в 1930 году — в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября же 1999 года главная русская икона находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Подписывайтесь на канал "Айя Софья" о религии в Яндекс.Дзен

Автор Марина Кравцова
Марина Кравцова — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *