В Сети обсуждают "Проект положения о монастырях и монашествующих"

Монашество: наша служба и опасна и трудна...

"Проект положения о монастырях и монашествующих", разработанный в рамках Межсоборного присутствия Русской православной церкви, вызвал у СМИ, особенно сетевых, прилив скептического интереса. Особое саркастическое внимание обратила на себя так называемая "Анкета монаха", в самом деле больше похожая на выдержку из личного дела сотрудника ФСБ.

Если говорить кратко, данный проект не ругает только ленивый. Правда, по разным, порой противоположным причинам. Но даже и это не столь существенно.

Тут и чрезмерная централизация управления монастырями, когда их настоятели назначаются исключительно сверху, практически без учета мнения самих насельников, и столь же чрезмерная регламентация их жизни. Даже на сайте известного богослова, диакона Андрея Кураева, не отличающегося излишним консерватизмом, не без иронии цитируется спущенное "вниз" распоряжение Синодальной комиссии по монастырям — о том, что должна содержать "Анкета монаха".

Каждое личное дело должно включать в себя следующие документы:

1. Цветные поясные фотографии — 3 шт., размер — 6×9

2. Подписанная и датированная автобиография (см. приложение No.1)

3. Список послушаний (см. приложение No.2)

4. Справка о Крещении

5. Справка о Венчании (для белого духовенства)

6. Справка с места жительства

7. Медицинская справка No.286

8. Справка из психоневрологического диспансера

9. Справка из кожно-венерического диспансера

11. Справка из туберкулезного диспансера

12. Справка о составе семьи или семейном положении

13. Копия паспорта (все заполненные листы)

14. Копия паспорта супруги (все заполненные листы — для белого духовенства)

15. Копия трудовой книжки (все заполненные листы, если есть)

16. Копия военного билета (все заполненные листы)

17. Копия свидетельства о браке (для белого духовенства)

18. Копия удостоверения о монашеском постриге (для монашествующих)

19. Документы об образовании (в том числе и светском). В том случае, если кандидат еще находится на обучении, необходимо представить справку с места учебы

20. Поясные фотографии без головного убора (2 шт., размер — 6×9)

21. Копия о хиротонии (рукоположения в священный сан. — Прим. автора статьи)

22. Анкета (кроме прочих данных, требуется полная информация о родственниках: родителях, детях, братьях и сестрах, их год рождения, образование, род деятельности, семейное положение, а также требуется указать вид собственности жилого помещения: собственность, аренда, съем и др.)

Действительно, такой ворох бумаг требуется разве что при поступлении на работу куда-нибудь в ФСБ или Службу внешней разведки. Можно было бы отшутиться, что монахи — это духовные воины, а потому и требования к ним вполне военные. Но, с другой стороны, монах, по расхожему святоотеческому выражению, — это "живой мертвец". То есть, человек, умерший для мира. Так зачем же столь пристальное внимание к его прежней мирской жизни? Нет ли здесь обмирщения, мало соответствующего подъему не только монастырской, но и общецерковной духовности?

Читайте также: Сергий Радонежский — игумен земли Русской

Но прежде чем ругать Патриархию за "антимонашеские" постановления, давайте подумаем — а так ли уж много от нее зависит? Если вспомнить историю, в монахи шли люди, действительно не видевшие для себя пути к достижению спасения в миру, полном зла. И, кстати, их отношение к церковной иерархии было весьма неоднозначным уже тогда. В связи с этим часто цитируют совет одного святого старца своему ученику: "Больше всего бойся двух вещей — женщин и епископов". Это несмотря на то, что последние чаще всего выдвигались как раз из монашеской среды — а после VI века, когда женатый епископат был окончательно упразднен, уже только из нее. Хотя, разумеется, для многих архиеерев, взятых на свои кафедры из знатных мирян, монашеский "искус" был чисто формальным.

Уже тогда настоящий уход от мира предпринимали разве что пустынники, проводящие время в подвигах поста и молитвы в далеких от цивилизованного мира местах, годами и десятилетиями не имея с ним связи. Кстати, именно они занимают большую часть "святцев" — в числе преподобных. А вот из насельников общежительных монастырей канонизации удостоились разве что основатели древних лавр, их ближайшие ученики и соратники.

И вроде бы все там было, как положено. Строгие уставы поста и молитвы, отказ от личного имущества, многолетнее послушание в тяжелых трудах перед постригом и после него. А все равно — Господь подавляющее большинство "общежительных" монахов в числе святых своих не прославил. Что, разумеется, не означает какой-то небогоугодности их подвига — в конце концов, количество спасенных намного порядков превосходит число известных святых. Но само прославление человека говорит о том, что Бог желает сделать его жизнь образцом для подражания.

Сходная картина наблюдалась и на Руси. Подвижники уходили в пещеры, лесные чащи, на необитаемые острова, терпели бесчисленные лишения, нападения демонических сил — и лишь спустя годы и десятилетия к ним приходили единомышленники, образовывался монастырь. Который, в свою очередь, становился опорным пунктом расселения на новые территории мирян, находивших среди монахов помощь для духовной поддержки, ухода за сиротами, престарелыми, больными, инвалидами и т.д. Правда, когда такая обитель становилась многолюдной — настоящие "светильники" святости появлялись в ней гораздо реже, чем в период становления.

Читайте также: Зачем Церкви "золотые купола"?

С приходом к власти в России Петра и началом в Церкви "Синодального периода" монастырям пришлось очень туго. После секуляризации церковных земель при Екатерине большинство из них вообще прекратили свое существование. А из тех, что остались, даже "первоклассные" могли иметь в своем составе лишь 36 штатных монахов, менее значимые — и того меньше. Но разве помешал отказ в приеме в Киево-Печерскую Лавру притворившейся мужчиной девице Дарье Тяпкиной, поселившейся в вырытой собственноручно пещере на Китаевской горе близ Киева, стать известным на всю Россию старцем Досифеем? Прославившемуся многими чудесами, заступничеством во время смертоносных эпидемий, а также тем, что именно он благословил на монашеский подвиг, пожалуй, самого известного русского святого XIX века, преподобного Серафима Саровского. Кстати, тот же преподобный Серафим во вторую половину своей жизни, мягко говоря, не пользовался особым расположением монастырских властей.

В общем, как гласит мудрая народная поговорка: "Не место красит человека, а человек место". Или, как перефразировал ее известный киевский подвижник благочестия, юродивый Иван Босой в ответ на предложения принять монашеский постриг, которого не имел до конца своей многотрудной подвижнической жизни: "Адам и в раю согрешил — а Лот и в Содоме спасся". Монашеский способ существования — это всего лишь способ, а не какое-то полумагическое "средство для достижения гарантированной святости". Которая ничуть не менее доступна и для мирян — если, конечно, они этого захотят сами.

Не хочется обращать внимание на формальные требования церковного начальства при пламенном желании "умереть для мира"? Ну так пожалуйста — иди себе куда-нибудь на просторы Сибири, ископай там себе пещеру (на худой конец, построй избу) — и живи без благ цивилизации, молись, постись, принимай другие подвиги. Можно даже не одному — а "с одним-двумя единомысленными братиями, во взаимном послушании", как и рекомендовал новоначальным инокам во избежание соблазнов жизни в многолюдной общине преподобный Паисий Величковский.

А, не хочется лишаться центрального отопления в своей "келии", электрического освещения, регулярной смены белья, медицинской помощи, налаженного хозяйства крупного монастыря — а то и доступа в Интернет для "защиты веры от безбожников"? А отшельничают пусть староверы, на манер хрестоматийной семьи Лыковых из нашумевшего по газетным публикациям "Таежного тупика"? Тогда не стоит возмущаться попытками епископата навести среди монастырских насельников, для "ухода от мира" выбирающих вместо пустыни обители в крупных городах и недалеко от них, минимальный порядок — при надлежащем контроле сверху. Обетов послушания для монахов, наряду с целомудрием и нестяжанием, знаете ли, никто не отменял — чего так ерепениться, когда от тебя требуют послушания те, кто по церковной традиции носит титул Владыки?

Читайте также: "Лавровые" разборки в стиле Борджиа

Тем более, нашим (да и не только нашим) монахам, особенно молодым, только дай волю — они под соусом духовной жизни могут та-а-акого наворотить… Организовать настоящую тоталитарную секту по "воспитанию молодежи" с телесными наказаниями, как это случилось в 2010 году в Свято-Боголюбском монастыре близ Владимира. Под видом "верности традициям Православия" лелеять преклонение перед монархией — вплоть до почитания "святым" известного изувера Ивана Грозного. Громогласно объявлять о "начале последних дней" перед приходом Антихриста — что с успехом делают насельники Почаевской Лавры. Или вообще захватывать монастыри штурмом, как это любят "непримиримые"-зилоты на Афоне, формально подчиняющиеся Вселенской патриархии, а реально — лишь собственной анархии.

Так что не стоит оправдывать отсутствие собственного серафического горения  "противоречащими духовности" регламентациями монастырской жизни. Право, лучше вспомнить не менее известную, чем вышеприведенные, пословицу относительно того, что "неча на зеркало пенять". И начать улучшать мир с самих себя.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить