Князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Есть святые, в имени которых звучит сама Русь. Произнеси: "Борис и Глеб…" — и вспоминается синее ясное небо, ржаные колосья на полях, старинные буквы на бересте… Вот буквы уже складываются в слова, слова в сказания… Древняя русская быль, дойдя до наших дней, быть может, и вобрала в себя отголоски легенд, но в истинности ее невозможно усомниться — слишком глубоким и горячим было в народе почитание святых братьев во все века русской истории.

Давайте же вспомним, что поведали нам летописи. Святые Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, были сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославовича Красно Солнышко, крестителя Руси. Братьями Борис и Глеб были не только по отцу, но и по матери, что немаловажно, так как бывший раньше язычником Владимир имел не одну жену. В одних летописных источниках мать Бориса и Глеба названа "болгарыней", в других — гречанкой. Братьями они были и по духу, и очень любили друг друга. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, были воспитаны уже в христианстве, искренне принимали в сердце Священное Писание и жития святых. Их отец, стремясь жить по-христиански, подавал сыновьям примеры милосердия, сострадания и доброты.

Еще при жизни своей князь Владимир даровал в удел Борису Ростов, а Глебу — Муром. В 1015 году великий князь заболел и призвал сына Бориса в Киев. А вскоре послал его с дружиной на печенегов. Нигде не повстречав печенегов, молодой князь, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. И здесь он узнал о смерти отца и о том, что великокняжеский престол занял его сводный брат Святополк.

"Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: "Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках". Он же им отвечал: "Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, которого чту я как отца". Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний" (Сказание о Борисе и Глебе).

Братоубийство ради власти в те времена было, увы, делом едва ли не обыденным. Святополку брат Борис, горячо любимый народом, представлялся самым опасным соперником в борьбе за отчий престол. Будучи князем в Вышгороде (что близ Киева), Святополк имел среди вышгородцев преданных исполнителей своей воли, и он отправил некоего Путшу и трех "боярцев" убить князя Бориса.

24 (30) июля убийцы ночью пришли на Альту. Из шатра Бориса слышалось пение псалмов. Путша подождал, пока князь окончит молитву и ляжет спать. А затем убийцы ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Его слуга, венгр Георгий, попытался защитить господина, но тоже был убит.

Молодой князь умер не сразу, он едва дышал, и убийцы, завернув его в шатер, повезли в Вышгород. Два варяга, посланные Святополком довершить черное дело, убили Бориса, пронзив его сердце мечом. Тело страстотерпца тайно было привезено в Вышгород и там погребено у храма во имя святого Василия Великого.

Расправившись с одним соперником, Святополк замышлял убрать и следующего, тем более, он наверняка был уверен в том, что любимый брат убитого Бориса станет мстить за него. Вызвав Глеба из Мурома, Святополк направил ему навстречу убийц во главе с Горясером. Уже получивший скорбные известия о смерти отца и любимого брата, Глеб, вопреки опасениям Святополка, не собирался поднимать на старшего брата оружие.

Убийство совершилось 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Горясер и его люди окружили молодого князя и, по преданию, заставили княжеского повара зарезать своего господина. Тело Глеба убийцы погребли "на пусте месте, на брези межи двемя колодами" (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен).

В 1019 году на реке Альте, на той самой реке, где был убит святой князь Борис, разразилась решающая битва между двумя братьями, сыновьями князя Владимира — Ярославом, которого впоследствии народ наречет Мудрым, и Святополком, которому уже никуда не деться от прозвания "Окаянный". Ярослав одержал победу. Став князем Киевским, он воздал честь святому князю Глебу, чьи останки, четыре года остававшиеся непогребенными, отыскали и захоронили в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами князя Бориса.

Храм этот сгорел, но огонь не тронул мощи святых братьев. А вскоре люди стали замечать удивительные знамения и чудеса, совершающиеся над могилами князей Бориса и Глеба — то являлись огненные столпы и горящие свечи, то слышалось ангельское пение… Тогда же началось народное почитание святых князей.

Мощи братьев извлекли из земли и положили в специально выстроенной часовне. А 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном был освящен пятиглавый храм в честь святых страстотерпцев, основанный Ярославом Мудрым.

Впоследствии состоялось перенесение мощей в храм во имя Бориса и Глеба, построенный князем Изяславом Ярославичем. В этом торжестве участвовали все трое князей Ярославичей — Изяслав, Святослав, Всеволод. Было это 2 (15 по новому стилю) мая 1115 года, и этот день и ныне является днем чествования святых страстотерпцев Бориса и Глеба Русской Православной Церковью.

Во время нашествия Батыя в 1240 году Борисоглебский храм был разрушен, мощи святых братьев утрачены, и попытки обрести их вновь не дали результата. Сейчас редчайшая святыня — частицы мощей Бориса и Глеба — пребывает в старейшем храме Боровска, освященном в честь святых благоверных князей-страстотерпцев.

"Святые князья Борис и Глеб — прекрасные весенние цветы новопросвещенной Русской земли, ранние и яркие звезды на христианском небосклоне России", — так отозвался о любимых русским народом святых граф М. В. Толстой, автор "Рассказов из истории Русской Церкви". Действительно, ясны и чисты облики братьев-князей, и впрямь ощущается в них что-то нежно-весеннее… И почитали-то их вначале на Руси как целителей. Но потом в летописных сказаниях юные князья предстают уже небесными витязями, во все века становятся помощниками русских правителей, защищающих свою землю с оружием в руках.

Вроде бы парадокс — те, кто сами опустили мечи, теперь своим небесным заступлением даруют воинам победы на поле брани… Да и не удивительно ли вообще, что так возлюбили русские люди, всегда глубоко почитающие ратные подвиги, тех князей, что оружия поднимать не захотели? А любовь эта никогда не угасала. Летописцы Нестор и черноризец Иаков оставили нам вдохновенные описания жизни и подвига Бориса и Глеба — и теперь их произведения относят к лучшим образцам древнерусской литературы. Постоянно обращались и в позднейшие века в рукописных и ранних печатных книгах к житию Бориса и Глеба, к сказаниям об их чудесах. Множество фресок и икон, по всей Руси — множество храмов и монастырей… Города имени Бориса и Глеба.

Одна из подмосковных обителей — Борисоглебский Аносин женский монастырь. Когда-то ее обитель называли "Женской Оптиной". За строгость устава, благочестие, аскетизм — на территорию даже не пускали мирян. Инокинь обители ставили игуменьями других монастырей. Про Аносин монастырь, погруженный в молчанье, украшенный тенистым яблоневым садом, вспоминали: "Это был рай!".

Основательница его, в миру Евдокия Николаевна Мещерская, происходила из дворянского рода Тютчевых и приходилась теткой великому русскому поэту. Потрясенная ранней кончиной любимого супруга, с которым прожила всего лишь два месяца, Евдокия Николаевна, приобретя село Аносино, удалилась от светской жизни. Здесь ею был основан Троицкий храм с пределами Тихвинской иконы Божией Матери и святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, впоследствии — женский монастырь, прославившийся за век существования на всю Россию. В советское время "рай земной" решили сравнять с землей, но ныне монастырь вновь возрожден.

А вот уже совсем иная обитель, более древняя, основанная еще учениками преподобного Сергия Радонежского — Феодором и Павлом: Ростовский Борисоглебский монастырь. В смуту XV столетия здесь, в доме святых Бориса и Глеба, нашли убежище московский князь Василий Темный и мать его София. После тяжких событий князь в благодарность называет обитель "своей", крестит в ней сына, будущего государя Иоанна III — обитель становится царской. Цари приезжают и живут в кельях смиренными чернецами.

Монастырь становится крепостью — величиной он уже больше Сергиевской Лавры: пять храмов, четыре башни по стенам. В великолепном парке зеленеют кедры. (Вплоть до 1940 года в монастыре зеленели кедры времен царя Иоанна Грозного.) Два раза изъявил желание в этих стенах принять постриг государь Иоанн Грозный. А постригся в иноки Иван Чеботов, знаменитый опричник — огромные имения отдал монастырю, с именем Ионы достиг старчества и был погребен у стен собора. В конце XIV века в Борисоглебском монастыре принял постриг монах Пересвет, ставший впоследствии знаменитым героем битвы на Куликовом поле. Но самая известная страница истории Ростовского Борисоглебского монастыря — житие подвизавшегося в его стенах преподобного Иринарха Затворника, в 1612 году благословившего на защиту Москвы от поляков князя Димитрия Пожарского…

Две эти обители, носящие имя святых Бориса и Глеба, как бы олицетворяют два начала в облике святых братьев, отраженном в народном почитании. С одной стороны — тишина, глубокая молитвенность, нежность тенистого яблоневого рая, с другой — царская мощь и царское же смирение, участие в борьбе, благословение на ратный подвиг.

Мы нередко цитируем, как нам кажется, преподобного Серафима Саровского: "Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи". А ведь батюшка Серафим говорил иначе: "Стяжи дух мирен…" Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя.

Что такое дух мирен? Не его ли явили нам святые братья? Которых никто не упрекнул бы в трусости, в слабости — ведь они были любимыми народом правящими князьями, мужественными воинами. 

Сейчас мы их подвиг не поймем. Даже, возможно, и не захотим понять. А как надо бы! Ведь именно сегодня многие наши дела и стремления, даже те, что, казалось бы, должны лечь в основу духовной жизни, носят характер немирный, дух противоборства и желание победить любой ценой. Только бы остаться на плаву. Только бы доказать свою правоту. Поиск врагов — знакомое выражение, не правда ли? А разве мы, православные, сами не занимаемся этим? Только и слышно отовсюду, что сейчас такое время, что добро должно быть с кулаками. А в XI веке разве спокойнее было, безопаснее, безмятежней?

Борис и Глеб не стремились выиграть вопреки всему, не рассуждали в категориях "друг — враг". У них был брат, и брат заблудший. Брат, против которого нельзя было поднять меч. Потому что "Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Ин. 4, 20). Не каждому дано такое вместить. Им было дано — и они вместили.

Сегодня нам привычны споры — что такое смирение? А не толствоство ли это? Когда же христианину можно брать оружие в руки? А тогда, в молодой христианской Руси подобных рассуждений не знали. Руси еще предстояла великая наука — учиться быть христианкой. И может быть, первый урок, проникший во все сердца, подали как раз Борис и Глеб — во имя Того, кто сказал: "благословляйте проклинающих вас" (Лк.6,28). Святые братья были первыми из правителей, сделавшими то, что все еще было странно, ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — собственным своим примером явили, что даже под угрозой смерти нельзя воздавать злом за зло.

Первые русские убиенные страстотерпцы из рода правящих князей… И тут же вспоминается образ последнего Царя-страстотерпца, его семьи — святых людей, которые были того же духа, что и святые братья Борис и Глеб: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что-то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…"

Читайте также:

Средневековый "детектив" о Борисе и Глебе

Великие князья Московской Руси 1328 - 1340 - Иван...

31 мая 1223 года русские князья проиграли битву на реке...

Легенда о любви князя Игоря и княжны Ольги

К кому перейдет потерянная печать князя Рюрика?

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Керченский стрелок закопал сейф с тайнами перед расстрелом колледжа
Выход из ДРСМД: кому выгодно и будет ли война?
США грубо потребовали от союзников отказаться от "Северного потока-2"
Эксперты и старцы: автокефалия украинской церкви вызовет войну
Ученые объяснили, чем опасен ежедневный прием душа
Кандидат в президенты Грузии раздавал в центре Тбилиси марихуану
Корпоративная порука российской Фемиды
Корпоративная порука российской Фемиды
Польша: снесен последний монумент памяти
Судебный психиатр: "керченского стрелка" зазомбировали
Золотов рассказал, через что пропустит Навального перед боем
Золотов рассказал, через что пропустит Навального перед боем
США продадут Украине плавучий металлолом для войны с Россией
The National Interest: Авиация всего мира боится русский С-400
Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?
У россиян появились свободные деньги - скоро их отнимут?
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия
Корпоративная порука российской Фемиды
Россия защитит Белоруссию всей мощью ядерного оружия