Стража и надежда пророка Аввакума

650 год до Рождества Христова. Богоизбранный Израиль, забыв, что говорил явившийся во спасение своего народа Господь, ударился в экуменизм и сочетал посещение Соломонова храма с жертвоприношениями идолам, даже ритуальным сожжением детей. Бог терпел, надеясь, что израильтяне одумаются, но внешнее благополучие многим заслепило глаза. И только пророки, не оскверненные духовной грязью и любящие Бога, сердцем чувствовали: мерзкие преступления даром не пройдут. Среди этих избранников был и Аввакум из колена Симеонова…

На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?

Авв. ІІ:1

Как считают известный экзегет А.П. Лопухин и его преемники, имя Аввакума, одного из малых пророков, по-еврейски произносимое как Хабакук, образовано от глагола "хабак", что значит "обнимать". Таким образом, Аввакум — это Обнимающий или, еще точнее, Обхватывающий. Блаженный Иероним, размышляя об имени ветхозаветного святого, замечал, что он назван так или потому, что был возлюбленным, избранным Божиим, или, как Иаков-Израиль, вступающим в некую тяжбу с Господом.

Последнее не миновало практически никого из святых пророков: Авраам пытался убедить Господа не карать грешников из Содома и Гоморры, Моисей заступался за предавших свои клятвы выходцев из Египта, и даже кротчайший Иоанн Предтеча, готовясь к неминуемой мученической смерти в темнице, дерзнул спросить у Мессии: "Ты ли Тот?" Это, кстати, не говорит о каком-то маловерии, ведь и Предтеча сам прежде засвидетельствовал о Христе, что именно Он есть Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. И Аввакум говорит: "Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости" (Авв. ІІІ:2). Он как бы препирается с Богом Судией ради Милости Бога как Отца миров.

Читайте также: Что предрекли ветхозаветные пророки?

Грех ли это? Нет. Дело в том, что только самым верным и самоотверженным служителям Господь дает право познавать Себя совершенно парадоксальным способом — в споре с Собой. Так, например, Он не покарал, а наоборот, прославил праведного бунтаря Иова, требующего у Него ответа на свои выстраданные вопросы. Таким же, по-видимому, был и святой Аввакум, гневно призывающий Бога обрушить Свой гнев на творящиеся вокруг него беззакония и одновременно плачущий о своих единоплеменниках не меньше, чем, скажем, пророк Иеремия. Замечательно рассуждал об этом в конце ХІХ века профессор М. А. Голубев, чье высказывание также цитируется в толковой Библии преемников А. П. Лопухина: "В знаменательном имени емлющегося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом, говоря с твердою верою: "не отпущу тебя, пока не благословишь меня" (Быт XXXII:36), или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий — утешающего его, после страшных откровений, надеждою лучшей будущности, подобно тому как мать обнимает или утешает плачущее дитя (ср. 1 Сол II:7; Гал IV:19, 20), — в имени Аввакума предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это — бремя исправления или вразумления (ср. I:12), для последних — бремя истребления огнем (ср. II:13) или безвозвратной погибели (с. 7:05-7:06)".

К сожалению, ни в самой книге Аввакума, ни в каких-либо других источниках не содержится сведений о земной жизни пророка, кроме немногих о его колене и служении. Некоторые раввины, правда, озвучивали догадки о том, что Божий провидец мог происходить из колена не Симеонова, а Левиина, священнического, как, например, Иезекииль. Но представители лопухинской школы православной экзегетики с этим отнюдь не согласны. Они возражают, что "….неупоминание в самой книге пророка о его левитском происхождении, — тогда как о принадлежности пророков Иеремии и Иезекииля к священническому роду прямо сказано в их книгах (Иер I:1; Иез I:3), — может возбуждать серьезное сомнение в исторической верности мнения о принадлежности пророка Аввакума к колену Левиину". Действительно, это так, сомнительно, чтобы Аввакум был священником или левитом по рождению. Но вряд ли вопрос происхождения настолько важен, если речь о том, кого прославил Сам Господь.

О Божиих чудесах, происходящих с пророком Аввакумом, мы также мало осведомлены. Более-менее широко известен только один чудесный случай, описанный в неканонической части книги пророка Даниила (Дан 14:33-37). Там повествуется о том, как некий еврейский пророк по имени Аввакум, современник пророка Даниила, принес ему пищу в львиный ров, куда последнего бросили за отказ выполнить повеление царя и поклониться идолам. Не случайно Господь в книге пророка Аввакума воспевается как "выступающий для спасения помазанного", Спаситель и Мститель за Израиль. Помазанников, подобных Даниилу и Аввакуму, по словам святого апостола Павла, не был достоин весь мир. Именно им были вверены не виденные глазами и не слышанные ушами обычного человека откровения о приходе Бога на Землю: "Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные" (Авв. ІІІ:6).

Читайте также: Пост как подготовка к Рождеству Христову

"Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его" (Авв. ІІІ:16), — такими строками вылита на бумагу боль святого пророка Аввакума, который предвидел скорое нападение на Израиль могущественного и жестокого халдейского народа. Господь, будучи Всеблаг и Всемилостив, никогда не лишал человека права на свободу выражения мысли, будь то даже плач Его избранника о тех, кто по своему нечестию не заслужил помилования. Впрочем, по сказанию псевдо-Епифания, пророку Аввакуму было суждено пережить завоевание Иудейского царства Вавилоном, и даже умер он, собственно, всего за два года до возвращения евреев на их историческую родину.

Но главное то, что пророк сумел сдержать данное им Господу обещание: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. ІІІ:17-18). Теперь он испытывает вечную радость в Царствии Владыки Христа, приход которого предсказывал, как все его собратья по служению. Радость, которую не в силах отнять никто из врагов…

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Google+...

 
Комментарии
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В приморской школе местные бандиты провели урок "по понятиям"
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
Сами не рады: Казахстан нашел способ надавить на Китай
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
Врачи вернули к жизни пациента спустя 2,5 часа после смерти
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Ложь о Южных Курилах: эксперт расставляет точки над i