Неделя о блудном сыне: возвращение домой

Вторая подготовительная неделя перед Великим постом носит название "недели о блудном сыне". На воскресной литургии читалось Евангелие от Луки, где Христос рассказывает притчу об отце и двух сыновьях, один из которых всю жизнь прожил в отчем доме, а другой взял свою долю наследства, отправился в дальние края, почти погиб там... и вернулся домой.

Вторая из трех предшествующих Великому посту недель началась с чтения самой, пожалуй, известной и трогательной притчи Нового завета - притчи о блудном сыне. Сложно найти человека, который, даже не прочитав Евангелия, не знает ее сюжет. И трудно отыскать того, кого она не трогает при прочтении до глубины души. Потому что разве есть нечто, могущее задеть душу сильнее, чем рассказ о грешнике, его падении, покаянии и прощении?

И вчера за Литургией Церковь снова вспоминала историю о сыне, который выпросил у отца полагающуюся долю наследства и отправился жить в свое удовольствие в дальние страны, где по молодости и глупости промотался вконец и был вынужден поступить в простые работники. Но у чужих людей не забалуешь, и бедолаге пришлось жить впроголодь и мечтать питаться из одного корыта со свиньями. Кстати сказать, для слушающих Христа иудеев эта подробность звучала особенно жутко: сложно представить себе большее осквернение, чем такой тесный контакт с нечистым животным. Дойдя до полного ничтожества, молодой глупец вспомнил, что у него есть родной дом...

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться, - сказано в Евангелии от Луки.

На эту притчу в трудах святых отцов чрезвычайно много глубочайших толкований, потому что она - настоящее сердце христианства, раскрывающая множество тем: греха, возмездия за грех, раскаяния, покаяния, любви Отца к грешнику, прощения... в общем, все, на чем стоит христианство, все, о чем повествует Евангелие.

Читайте также: Бог не кидается с крыши ради атеистов

Притча "лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание. Это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына; младший требует от отца свою долю наследства немедленно.

Мы так привыкли к сдержанности, с какой Евангелие рисует эту сцену, что читаем ее спокойно, словно это просто начало рассказа. А вместе с тем, если на минуту остановиться и задуматься, что означают эти слова, нас поразит ужас. Простые слова: Отче, дай мне... означают: "Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить!" - пишет митрополит Антоний Сурожский.

Евангелие действительно скупо на эмоции, о прекраснейших и страшнейших вещах оно говорит сдержанным языком. Но сцена встречи отца с сыном изумительна по подбору точных и острых слов, пробирающих до дрожи. Милость, которая ожидает блудного сына в отчем доме, многократно превосходит его ожидания и самые смелые надежды: отец встречает его не как раба - одна мысль об этом противна отцовскому сердцу - нокак любимого сына, который все равно остается для родителя ребенком, какие бы грехи ни числились за ним.

"Отец не позволяет ему отречься от сыновства, он как бы говорит ему: "Вернувшись домой, ты вернул мне жизнь; когда ты пытался убить меня, ты убил себя самого; теперь, когда я вновь ожил для тебя, ты тоже вернулся к жизни!", - пишет митрополит Сурожский.

Пожалуй, именно в этой притче ярче всего выражена знаменитая христианская максима "Люби грешника и ненавидь грех", которую сформулировал самый знаменитый католический богослов Фома Аквинский. И недаром этот рассказ Христа, наглядно ставящий человека лицом к лицу с Богом, стал основой для множества художественных произведений. Мало, кто не знает знаменитую картину "Возвращение блудного сына" Рембрандта, который запечатлел на своем полотне самый острый, самый трогательный момент притчи - блудного сына на коленях и отца, обнимающего его с непреходящей истосковавшейся нежностью.

Стоит добавить, что притча о блудном сыне распространена не только среди христиан, но и среди иудеев. Так, например, израильский учёный Галина Любан пишет, что "метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника - День трубных звуков".\

Читайте также: Израиль с Палестиной примирит Христос

Есть вариант этой притчи и у хасидов: в ней рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык. Вернувшись домой, он не сумел даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и отец узнал голос вернувшегося сына. Звук шофара, звучавший в праздник, и символизирует крик сына, а кроме того - это голос всего народа Израиля, взывающего к Богу в надежде на прощение в Судный день.

Но притча не заканчивается сценой покаяния и прощения, и не исчерпывается обещанием прощения и оставления любых раскаянных грехов. Рассказав о счастливом конце истории блудного сына, Иисус продолжает притчу, и дальше речь идет еще об одном герое: старшем брате вернувшегося.

"Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

У притчи словно открытый конец: умолкнув, Иисус не донес до своих слушателей, чем завершилась история, вошел ли в дом старший брат, чтобы обнять младшего, или продолжил глупо обижаться на отца. Но нельзя не заметить, что окончание притчи, читаемой во вторую подготовительную неделю, заставляет вспомнить о притче, которую читали в Церквях на прошлой неделе: о мытаре и фарисее, который считал себя лучше грешника. И в этот раз еще глубже, еще нагляднее видно, как полагание себя "праведнее", чем другой, и отсутствие любви к ближнему отдаляет от Бога и фактически уничтожает все доброе, что было сделано. Именно так мог бы высказать претензии Господу и фарисей, увидев, с какой радостью Бог принимает покаяние мытаря.

Читайте также: Канун поста: неделя о мытаре и фарисее

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имеювсякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы", - писал апостол Павел. Тема любви к ближнему, без которой невозможна любовь к Богу, красной нитью проходит через недели, готовящие православных христиан к Великому посту.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Соцсети: Почему Трамп не подал руки Порошенко
Соцсети: Почему Трамп не подал руки Порошенко
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Казахский национализм оформился в организацию
Главный экономист ВЭБа: доходы от дорогой нефти ушли в отток капитала из России
Кремль оценил итоги выборов в ДНР и ЛНР
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Россия пригрозила Китаю запретом на экспорт древесины
Конструктор рассказал, в чем двигатель Су-57 превосходит зарубежные аналоги
"Бойкая торговля" ЗРК С-400 наносит удар по авторитету Вашингтона
В России показан будущий ядерный звездолет
Путин одобрил армию, которая будет воевать с Россией
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Как спастись от "валютной войны"
Сергей ДУБИНИН: "Криптовалюта — это результат рекламной кампании"