Дети Кристины Орбакайте - православный, мусульманин и католичка

Мультирелигиозный коктейль семьи Орбакайте

Известная певица Кристина Орбакайте собирается крестить свою дочь Клаву в той же конфессии, к которой принадлежит и сама, — в Католичестве. Получается, что третий ребенок популярной исполнительницы будет принадлежать к уже третьей по счету религии. Старший сын Орбакайте, Никита Пресняков, крещен в Православии. Средний, Дени Байсаров, принял Ислам. Настоящий "суперэкуменизм" в рамках одной семьи! Но как это совмещается с канонами всех вышеупомянутых конфессий?

Отношение к межрелигиозным бракам в каждой вере собственное и непростое. Так, Русская православная церковь допускает браки православных с католиками при условии воспитания родившихся детей в православной вере. Что, собственно, и наблюдается в случае с первым сыном католички Орбакайте Никитой — от первого мужа Владимира Преснякова.

Впрочем, если бы Никита первично был бы крещен в католичестве, то ни каких-то роковых последствий, ни даже серьезных неудобств для него это бы практически не повлекло. Рим признает большинство православных Таинств, РПЦ имеет сомнения разве что в истинности производимой католиками Евхаристии. Но крещенных по католическому обряду принимает в общение без проблем — через Покаяние, довольно формальный в данном случае, акт. Если говорить прямо, он подразумевает лишь устное признание заблуждений прежней конфессии перед священником и признание истинной Православную веру.

Читайте также: Киркорова занесло на путь Pussy Riot

Неудивительно, что в исторической перспективе неоднократные переходы из РПЦ в РКЦ (и обратно) наблюдались весьма нередко. Даже среди тех, кто позже стал считаться "столпами Православия" — как, например, у архиереев-руководителей Синода петровских времен Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, возглавлявших Русскую церковь на протяжении десятилетий. Временный уход в католики нужен им был для получения полноценного богословского образования в лучших учебных заведениях Западной Европы — и этим пользовались отнюдь не только они. Даже известный борец с засильем католической Речи Посполитой, гетман Богдан Хмельницкий, в свое время тоже учился в иезуитстком коллегиуме во Львове.

Но вернемся к Кристине Орбакайте. Есть еще одна деталь — ее союз ни с первым, ни со вторым мужем не был зарегистрирован официально, даже в ЗАГСе — не говоря уже о Таинстве Венчания. То есть, с точки зрения и православных, и католических канонов, являлся "блудным сожительством". В рамках такового говорить о регламентации обеими Церквами порядка крещения и воспитания детей просто не приходится. Совсем как в пословице: "Потерявши голову — по волосам не плачут"

Впрочем, второй брак с чеченским бизнесменом Русланом Байсаровым, если верить родне супруга, таки был заключен — по законам шариата. Однако, с точки зрения этого института, брак в Исламе не Таинство, а просто форма социального договора между мужчиной и женщиной. Может, поэтому, если союз брачующихся все же регистрируется муллой, то расторгнуть его может муж одной только фразой: "Уходи, ты мне больше не жена". Вопреки распространенным мифам, это не означает снятия с мужа ответственности за содержание экс-супруги после развода — но совместные дети однозначно являются "собственностью" отца.

Последнее и произошло на самом деле. Разумеется, не из-за формального примата Шариата над российскими законами — решающую роль, с кем из родителей оставаться, сыграло мнение самого Дени. Но в данном случае исламское право было выполнено до последней буквы. Как и в случае с выбором веры мальчиком — он стал мусульманином, как и отец. В этом смысле Коран разрешает "правоверному" брать себе в жены девушку-христианку (или иудейку), исповедующую веру в Единого Бога — на язычниц (и многобожниц) такой либерализм не распространяется.

Впрочем, последний тоже носит явный "гендерно-специфичный" характер — мусульманке выходить замуж за христианина или еврея категорически запрещено. Опять же, по причине веры будущих детей. Ислам, как религия с "мужской" ориентированностью, признает за мужем право такого выбора, но не может согласиться на то, чтобы дети мусульманок уходили из религии пророка в веру их мужей. Посему такие браки и запрещает.

Любопытная деталь — разрыв "гражданско-шариатского" брака Орбакайте с Байсаровым произошел, согласно самой распространенной версии, из-за того, что Руслан привел в свой дом другую девушку. Ну так правоверный мусульманин может иметь четырех законных жен, не считая наложниц, и это не считается прелюбодеянием. Спору нет, такие нормы Шариата могут не всем нравиться. Но если уж героиня этой статьи решилась оформить отношения со своим вторым избранником по своду мусульманского права — то, как говорится, "со своим уставом в чужой монастырь не суются".

Как бы там ни было, но последний брак популярной певицы с третьим мужем, Михаилом Земцовым, хотя бы был официально заключен. А такая форма союза признается и Католической, и Православной Церквами, хотя большинство верующих и считают невенчанный брак едва ли не "блудом".

Впрочем, могло ли состояться гипотетическое венчание в принципе — вопрос сложный. Интернет полон ссылками на интервью Кристины Орбакайте восьмилетней давности израильским СМИ сразу после ее гастролей в этой стране. В нем артистка якобы сообщает о том, что фамилия отца ее избранника, эмигранта из СССР, Файнберг — да и сам Михаил является евреем. Понятно, что брак таких супругов не может быть венчан ни в РЦК, ни в РПЦ. Впрочем, с этой точки зрения решение о крещении дочки Клавдии в католицизме — тоже достаточно ответственное решение. Правда, опять же, не слишком идущее в разрез с обычаями иудаизма, согласно которым, национальность и вероисповедание ребенка "наследуется" по материнской линии.

В заключение можно было бы вспомнить и о наиболее древних, общехристианских установлениях насчет смешанных браков, содержащихся в Священном Писании.

— Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам (1Кор.7:12-17).

Другое дело, что в определенные времена такие браки не приветствовались — вплоть до полного запрещения, как это было, например, в Средневековой Европе и дореволюционной России (в отношении православных и мусульман).

Однако помимо этого "разрешительного" пункта из уст апостола Павла Новый Завет описывает и другие основополагающие моменты христианского брака. Который, в первую очередь, сравнивается с "домашней церковью" по образу той Церкви, глава которой Сам Христос. И если в случае одной веры обоих супругов совместная духовная жизнь (общая молитва, посещение богослужений, причастие и т. д.) для них возможна, то при отсутствии этого условия — вряд ли. А это, в свою очередь, не лучшим образом сказывается и на духовном росте. Всех — и мужа, и жены и детей.

Наконец, для искренне верующего человека Церковь, "Тело Христово" — не какая-то абстракция, а самая настоящая духовная реальность, залог блаженной Вечности. Как же можно комфортно себя чувствовать, если любимый человек, будь то муж или ребенок, в эту Церковь не входит, в мистическом смысле отстоя от тебя, как "альфа от омеги"?

И кивать на "как же быть, если пришла любовь?" — не стоит. Любовь нуждается в постоянной подпитке — от Любви Того, кто создал всех нас. А это достигается в ходе религиозной жизни — которая и есть "связь с Богом" даже согласно буквальному переводу термина. В противном случае срок такой "вечной любви" — несколько лет. Что, увы, убедительно доказывают многочисленные брачные союзы Кристины Орбакайте, заканчивающиеся разводами.

Неудивительно, что даже Рим, после Второго Ватиканского собора очень либерально относящийся и к инославным христианским конфессиями, и к нехристианским религиям, в отношении смешанных браков куда более осторожен. Так, в 2010 году Ватикан, пусть и в сдержанных выражениях, признал нежелательными браки между представителями двух конфессий, в первую очередь — между женщиной-католичкой и мужчиной-мусульманином. Об этом даже сообщил сайт "Ислам-Ру".

Читайте также: Когда религия играет последнюю роль

А португальский кардинал Жозе Поликарпо в том же году выразился еще более эмоционально: "Совет, который я бы хотел дать молодым женщинам Португалии, — будьте осторожнее в отношениях, подумайте дважды, прежде чем выходить за мусульманина. Это может обернуться таким неприятностями, что даже Аллаху неизвестно, чем все может кончиться". По большому счету, нашумевший на всю Россию процесс, вызванный желанием Орбакайте забрать сына Дени у мужа Руслана Байсарова — лучшее тому подтверждение.

Впрочем, оценку правильности-неправильности действий католички Орбакайте должна давать в первую очередь сама Католическая Церковь. А православным в этой связи просто стоит хорошо поразмыслить — чтобы не повторять чужих, даже "звездных" ошибок.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы