Четверть года в поисках воскресенья

Ни трехмесячный срок, ни сумма в сто тысяч евро не помогла священникам, проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить святость воскресенья цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что святить нужно субботу, а не воскресенье. К такому выводу пришли еще в XIX столетии.

Накануне первого дня весны некий украинский юрист предложил поиграть в цитаты из Библии за кругленькую сумму. Толстосум ничем не рисковал, потому что ему был известен вывод, сделанный кардиналом Джеймсом Гиббонсом. Результаты своих наблюдений священнослужитель опубликовал в 1876 году в книге "Вера наших отцов" (The Faith of Our Fathers).

На основе детальной проработки текста католической Библии духовное лицо убедилось, что "прочитав Библию от Бытия до Откровения, вы не найдете ни одной строчки, которая бы подтверждала освящение воскресного дня. Священное Писание обязывает к религиозному соблюдению субботы. Если вы хотите соблюдать учение Библии, поклоняйтесь в субботу. Но Церковь говорит, что традиция стоит выше Библии, и мы установили воскресение. Мы изменили день согласно авторитету Церкви".

Напротив, в книге пророка Исаии (58:13, 14) прямо говорится о святости субботы: "Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе".

Автор затеи Николай Гунько — автор ряда статей на христианскую тематику: "Пасха Нового Завета — хлеб и вино или кулич с крашенками?", "Крещение — кропление, обливание или погружение?", "Троица истинная и ложная", "Богородица — дева Мария или царица небесная?", "Есть ли жизнь после смерти?", "Иконы — дискуссионный вопрос в христианском мире". Заранее зная правильный ответ, он решил привлечь всеобщее внимание, обратив все в игру и шоу.

Через сеть он выразил "особую благодарность" тем священникам, которые клюнули на предложение отыскать в тексте Библии подтверждение святости воскресенья. "Как правило, священники ссылались на некоторые тексты Нового Завета, в которых якобы идет речь о святости воскресенья, — отметил Гунько. — В "Деяниях апостолов" написано: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи". Важно отметить, что первое причастие произошло в четверг вечером, но это обстоятельство не сделало святым ни четверг, ни пятницу. И в самом тексте не упомянуто о святости воскресенья. Следующим местом Писания было первое послание апостола Павла к Коринфянам 16:2, где написано: "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду". Внимательно читая, нельзя не заметить, что сказано отлагать не в церкви, а у себя дома. И, наконец, последним местом Священного Писания, на которое полагали надежды священники, было Откровение, 1:10: "Я был в духе в день воскресный". Но и тут после внимательного анализа текста возникли две проблемы. Во-первых, в греческом оригинале написано "Я был в духе в день Господень", а в пророка Исаии 58:13 написано, какой день сам Бог назвал днем Господним. Во-вторых, в самом тексте не сказано о святости дня".

Обращаясь к "представителям пятидесятнической деноминации, которые очень усердно старались доказать, что для них суббота — это воскресенье. Но ведь Бог не сказал в четвертой заповеди "Отдели на собственное усмотрение день недели, чтобы святить его", а "Помни день субботний, чтобы святить его"".

Отвечая на вызов, брошенный священникам, Архимандрит Аввакум (УПЦ МП) написал: "Проблема здесь для серьезных исследователей Священного Писания действительно имеется… Христиане продолжали почитать субботу аж до 321 года. Воскресный день установлен к почитанию в 321 году гражданским указом императора Константина Великого. Если почитание субботы установил Сам Бог в громах и молниях теофании (богоявления) на Синае, то воскресный день установил земной смертный человек, пусть даже и царь. И не было специального второго богоявления на Синае отменившего субботу. Так есть".

Принятое во всем христианском мире празднование воскресного дня установлено поместным Лаодикийским собором в IV веке. Установленное собором 29-е правило гласит: "Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа".

Резонно предположить, что участники Лаодикийского собора перенесли день отдыха с субботы на воскресенье под влиянием обратившегося в христианство императора Константина. Во имя объединения империи надо было выбрать какой-то день. (В частности, в постсоветской России днем единения было выбрано 4 ноября.) Лучшим выбором могло оказаться воскресенье — день, когда Христос воскрес из мертвых. Однако в воскресенье язычники поклоняются богу солнца. Днем солнца его называют по-латински Dies solis, а также на некоторых других варварских языках Европы: Sonntag, Sunday.

С точки зрения традиционных христианских конфессий авторитет Церкви стоит выше авторитета Писания: Церковь ручается за истинность Библии, а не наоборот. Так, в Символе веры Церковь упоминается как предмет христианской веры, наряду с ипостасями Троицы и воскресением Христовым ("Верую… во единую, соборную и апостольскую Церковь"), а авторитет Писания только подтверждается ("Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, … воскресшаго в третий день по Писанием" — то есть "в соответствии со сказанным в Писании", "как предсказано и рассказано в Писании").

Пусть меняют название католики или униаты, для которых день воскресный связан с языческим поклонением Бальдуру или солнцу, даже по-украински он называется невнятно "неділя" или "неділька". Только для русского уха в этом дне вечное напоминание о Воскресении Христа.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *