Священники-холостяки

Неженатых священников станет меньше

На прошедшем в Москве Архиерейском Соборе было принято решение рукополагать неженатых мужчин в священники только в исключительных случаях. Предпочтение будут отдавать тем кандидатам в священнослужители Русской православной церкви, которые состоят в браке или приняли монашество. Будет учитываться и уровень образования желающих принять священный сан.

"Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная", — сказано в принятом в четверг документе Архиерейского Собора, текст которого опубликован на официальном сайте Московского Патриархата.

Согласно этому решению иерархов Русской церкви, "хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора "О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии" от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода "О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста" от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и "по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа".

"Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское, академическое или иное высшее богословское образование, признаваемое таковым в Русской Православной Церкви. В случае если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, Патриаршем или архиерейском подворье, многоштатном городском приходе или монастыре по благословению правящего архиерея и под его общим контролем, а также под руководством опытного священнослужителя", — отмечено в документе.

Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия при этом монашеских обетов, теперь полагается включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.

Рукоположение в священный сан неженатых мужчин никогда не было для Православной церкви традицией. В России первый целибатный православный священник появился только в XIX веке. До той поры в священный сан возводили только либо женатых мужчин — "белое духовенство", либо монахов — "духовенство черное".

В древней Церкви до IV века и в сан епископа, и в сан священника возводили женатых людей, но для них сразу было признано обязательным единобрачие. "Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж", — писал апостол Павел в своем послании к Тимофею. Но к концу VII века после долгих споров Церковь на Востоке и на Западе приняла различные решения о том, состоять ли священникам в браке.

На Востоке был окончательно утвержден принцип женатого священства. "Если кто-либо будет говорить о женатом пресвитере, что не подобает приобщаться жертве, которую он приносит, да будет анафема", — гласит 4-е правило Гангрского собора. "Да не отринет епископ, или пресвитер, или диакон своей жены под предлогом благочестия; но если он от нее откажется, да будет отлучен", — предписывает 5-е Апостольское правило.

На Западе же решением Эльвирского собора, а также папы Римского Сириция в 386 году священникам был предписан целибат. Принцип безбрачия католического духовенства позже утвердили папа Григорий VII в 1075 году, Первый Латеранский Собор в 1123 году, энциклика Mirari Vos папы Григория XIV в 1834 году и энциклика Qui Pluribus Пия IX. На Западе считали, что целибат играет важнейшую роль для миссионерства, так как неженатого священника гораздо проще отправить проповедовать в любой конец света, чем обремененного семьей.

Тем неменее,женатыесвященникиещевстречалисьвТемныевекавЗападнойЕвропе.ЦелибатбылвведеннатерриторииФранкскогогосударства только при Каролингах, а в других землях Европы — еще позже, во второй половине XI века. Обязательный целибат для священников Англии насильно ввел Вильгельм Завоеватель в 1066 году.

Летом прошлого года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион выразил надежду, что придет время, когда католическим священникам разрешат обзаводиться семьями.

"Я думаю, что рано или поздно в Католической церкви тоже будет введено женатое священство, потому что в этом нет никакого новаторства", — сказал владыка в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24", отвечая на вопрос о том, не ждет ли Православную церковь то, что происходит у католиков, — скандал со священниками-педофилами.

Митрополит Иларион напомнил, что в древней Церкви священники и даже епископы были женатыми. По его мнению, наличие женатого священства "минимизирует те проблемы, которые существуют и остро стоят сегодня в Католической церкви".

С призывом к папе Римскому Бенедикту XVI отменить обязательный целибат для священников примерно в то же время обратились многочисленные итальянские женщины, которые вступали в близкие отношения с католическими священниками и монахами и имеют от них детей. Однако Бенедикт XVI строго отстаивает "принцип святого целибата". В то же время некоторые католические иерархи, например, архиепископ Венский кардиналом Кристоф Шёнборн, считают, что отмена целибата помогла бы сократить случаи сексуальных домогательств со стороны священников, в том числе к детям. 

Восточные отцы Церкви всегда относились к супружеской близости как к естественной и неотъемлемой части жизни человека. "Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие…" — писал святитель Иоанн Златоуст. Полное воздержание от интимных отношений на Востоке считали возможным только в контексте монашеского подвига, когда естественное "разжжение плоти" умерщвляется строгим постом, продолжительными молитвами и тяжелой физической работой. Тем же, кто не принимал монашеских обетов, предписывался брак.

Некоторые современные подвижники благочестия, в частности, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и монах Паисий Святогорец, считали безбрачную жизнь в миру недушеполезной не только для священников, но и для мирян. Своим духовным чадам они советовали лет до двадцати четырех - двадцати пяти определиться с выбором жизненного пути: либо создать православную семью, либо поступить в монастырь. "Или смолоду женись, или рано постригись", — шутливо замечал отец Паисий.

Некоторые современные молодые люди, мечтающие стать священниками, хотят избрать для себя целибат как самую удобную и наименее аскетичную форму жизни. Ведь для целибатного священника не обязательны те строгости поста и молитвы, которые исполняют монахи: можно есть мясо, подольше спать, посещать места мирских развлечений. В то же время целибат не обременен семьей и мобилен не меньше монаха. Но именно такая мотивация часто приводит к плотским падениям: ведь если сытнее есть и дольше спать, да еще бывать там, где легко найти себе подружку, впасть в грех гораздо проще. Как раз во избежание подобных историй практику рукоположения неженатых мужчин Архиерейский Собор решил свести к минимуму, а также поднять для целибатов возрастную планку. Так что целибатный мачо-мэн, рукоположенный в священники, но не постриженный в монахи вдовец из недавно показанного на телеканале НТВ фильма "Настоятель", вряд ли когда-нибудь появится в реальности.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *