Критикам Церкви: о любви и собственничестве

Однажды нищий галилейский странник пообещал богоизбранному народу, что освободит его от рабства. На это возмущенные израильтяне возразили: мол, что Ты нам рассказываешь, сын плотника, мы никогда и никому рабами не были. Наш отец ­- Бог, Он в наших душах! Но Человек, Которого они считали чудаком не от мира сего, ответил: нет, неправда, Бога нет в ваших душах просто потому, что вы поступаете не по Его Слову. Через несколько реплик евреи, совсем недавно говорившие Ему: "Учитель", подняли на Него камни.

Со времен этой общеизвестной истории прошло более 2 тысяч лет, но она все повторяется. Только камни летят уже не в Самого Спасителя, а в тех, кто носит Его образ, кого называют литургическими иконами Христа, — каноническое священство. И бросают их, как и в древней Иудее, люди, уверенные в том, что они — законные дети Бога…

Человеческую любовь в силу нашей несовершенной природы очень тяжело представить без ревности. Когда любишь, хочется быть лучшим в глазах того, кто тебе дорог, доказать ему, что ты и только ты можешь сделать для него больше всех. Это нормальное человеческое желание. Но лишь до тех пор, пока оно допускает общение возлюбленного с третьими лицами и не перерастает в слепую жажду собственничества. Любовь ко Всевышнему — не исключение.

Почти каждый не раз перечитывал строки Писания: "… первосвященники предали Его из зависти" (Мк. 15:10). Но гораздо меньшее читателей Библии задавали себе вопрос: чему завидовали книжники и фарисеи? Уж явно не скитаниям странного в их понимании Человека, Который бросил все и пошел себе путешествовать по Палестине со своими проповедями. Это было бы странно для сребролюбцев, коими они именуются в Евангелиях. И не опасностям, грозящим Иисусу и Его ученикам каждый день. Да и минутные восхваления толпы, то и дело сменяющиеся сомнениями и даже угрозами, мало кого могли прельщать. Тогда чему здесь завидовать?

Ответ напрашивается сам собою. Иудеи, как говорится в Деяниях (гл. 7), "закричав громким голосом, затыкали уши свои", когда слышали свидетельство святого архидиакона о Стоящем одесную Отца Богочеловеке. Человек затыкает уши, когда никак не может смириться с услышанным, потому оно становится для него невыносимым. Многим потомкам патриарха Иуды было невмоготу осознавать, что Мессией, Отраслью и Владыкой мира Бог-Отец дал быть не кому-нибудь из них, а Этому Иисусу… Что Он, не понятый и не принятый Своим обществом, все-таки неизмеримо ближе их к Святому Израилеву.

Люди ветхозаветного времени не были посвящены в Тайну Боговоплощения так, как верные Нового Завета (хотя, разумеется, никто и сейчас не в силах постичь ее до конца). Большинство ожидало могущественного царя, намеревавшегося даровать Израилю мировое господство. А пришел совершенно другой, и Его поведение многие современные критики Церкви разнесли бы тогда в пух и прах.

Собственно, претензии, выдвинутые тогда Иисусу из Назарета Его идейными оппонентами, мало чем отличались от предъявляемых современным батюшкам. Пьешь с мытарями и блудницами — ага, значит, ты такой же, как они! Да и чревоугодник, ко всему прочему. На осле в Иерусалим въехал? Хм, интересно, откуда у тебя такой транспорт, а главное, кто за ишака платил… Ученики твои не постятся? Так и читается в подтексте этого вопроса: ну и какой же, из него, товарищи, духовник в таком случае?

Более 2 тысяч лет миновало. Но "джентльменский набор" категорических возмущений у противников Церкви, начавшейся с Господа Бога и Его 12-ти избранников, один и тот же. Наверняка не блещут разнообразием и причины. Главная из них — та самая ревность.

От нее звучит вопрос: как смеет этот поп, такой-сякой, страдающий лишним весом и наделенный плохой репутацией (возможно, ее на досуге сочинили бабки из соседнего подъезда, но кого волнуют подобные тонкости) с амвона вещать от Имени Божьего? Сама гневно и риторически вопрошающая только вчера отреклась от атеизма, вечерком не прочь картишки "на будущее" раскинуть и на исповеди ни разу не была, но зато Бога у нее в душе, пожалуй, больше будет. Поэтому сейчас поп у нее морально-нравственную оценку получит, ой, получит…

И при этом боится хороший, верующий вне Церкви человек признаться себе, что просто не хочет смириться с тем, чтобы кто-то ближе ко Христу, чем он сам. Тем более, если этот кто-то ему не нравится.

В наш прогрессивный век в вопросах веры и гораздо проще, и намного сложнее, чем несколько сотен лет назад. Проще потому, что нет ни принудиловки, ни каких-либо запретов — человек предоставлен самому себе и свободной воле. Так, собственно, и замыслил Творец. Сложнее из-за размытости граней между черным и белым, добром и злом. Мало кто помнит о словах пророчества: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!" (Ис. 5:20-21). И приоритеты постепенно меняются. В самой Церкви "демократия" иногда доходит до категорического и неуемного хамства в адрес священноначалия. Что уж говорить о внешних, которые и христианского учения порой толком не знают, но зато о том, что в Церкви не так и не эдак, рассказывать готовы до бесконечности….

Но в ней, как и везде, все не может быть, как захочется. Уместно говорил по этому поводу "диакон всея Руси" отец Андрей Кураев: "Христиане — не хозяева своей Церкви и своей веры. Уже об апостолах сказано: не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Христиане не владеют никакой истиной. Если бы мы были гностиками или оккультистами, которые своими усилиями и своей аскезой создают свои космогонические системы, мы могли бы сказать о себе, что мы нашли знание, и мы овладели им. Но в том-то и дело, что не мы нашли — мы были найдены. Истина вторглась в жизнь апостолов и сказала: не идите против рожна (см.: Деян. 9:5). Верующий человек не "владеет истиной"; он служит Ей. А значит, даже при всем желании быть "открытыми" и "современными", мы просто не можем выдумывать себе нового Христа".

Он избрал и любит нас такими, какие мы есть. Это не значит, что мы вправе не работать над собой и оставаться грешниками, лишь одевшими на шеи крестики. Но это значит, что действительно имеющие Бога в душе, понимая это, не станут бросать в нас и нашу Церковь камни. Иначе это будет бросок и в Избравшего ее…

Читайте также:

Юные святые христианской Церкви — Новости православия

Как Бог главное обетование исполнил

Священник: "Детей учат не любви, а любовному…"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить