Праздники и традиции народов мира

Шавуот - праздник дарования Торы

Весь иудейский мир 4 июня этого года торжественно отмечает один из своих величайших праздников — Шавуот. В западном христианстве его аналогом является Пятидесятница, когда празднуется Сошествие Святого Духа на апостолов, а в православной религии — Святая Троица, отмечаемая на 50-й день после Пасхи… Где же лежат истоки праздника?

Священное Писание гласит, что на 50-й день после Исхода из Египта евреи, ведомые Моисеем, приблизились к горе Синай и получили от Бога Тору, заключив с Господом договор быть "царством священников и святым народом", то есть исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог дает еврейскому народу, и облагораживать человечество.

Шавуот исторически связан со сбором урожая. Кроме того, он является днем рождения и смерти царя Давида. В переводе "Шавуот" означает "недели". Его отмечают через семь недель от праздника Песах. Однако прошедшие недели должны быть цельными, а по еврейскому обычаю, новый день начинается вечером. Если начать отмечать праздник вечером 49-го дня после Песаха, недели получатся не полными, вот и празднуют Шавуот только вечером 50-го дня, что не сохранилось в христианской традиции.

Также Шавуот называют праздником Бикурим. Это название происходит от слова "Бикур", что означает — "посещение". В данном случае имеется в виду посещение Иерусалимского Храма. Три раза в год отправлялись евреи пешком в Храм в Иерусалиме, чтобы принести туда первые плоды земли, а также совершить жертвоприношения. Так возникли три праздника: Песах, Шавуот и Сукот.

Читайте также: Верить или не верить житиям святых

В жертву на Шавуот, помимо различных животных, приносили также два хлеба, которые должны были быть испечены только из муки нового урожая, да еще из зерна, выращенного на территории Израиля или Иудеи.

Традиционно на Шавуот принято подавать на стол молочные и мучные блюда, а также их сочетания — блины с творогом, творожные торты или более знакомый вариант — ватрушки. Традиция есть именно молочную пищу основана на толковании разных частей текста Торы. Так, толкователи утверждают, что Тора была дарована в шаббат — священную субботу, когда соответственно нельзя было ни убивать животных, ни готовить их мясо, а все молочное, как предполагается, уже было приготовлено заранее… Хотя наиболее исторически достоверной представляется версия о том, что евреям во время странствий с Моисеем приходилось довольствоваться молочной пищей. Так или иначе, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.

Не стоит также забывать, что евреям в этот день были даны законы кашрута. То есть Бог разъяснил им, причем весьма точно, что есть можно, а что нельзя, и какую пищу не следует смешивать.

В притче о Ное говорится, что, благословляя его потомство, завещал им Всевышний, чтобы не ели они мяса, в котором есть кровь. А разрешение на употребление в пищу молока исследователи связывают с описанием дарованной евреям земли, про которую Бог говорит, что она течет молоком и медом…

Еще одно разъяснение связано с тем, что в Иерусалимский Храм приносили два хлеба. Соответственно должно быть две праздничные трапезы, первая из которых — молочная, а вторая — мясная…

Праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем. Религиозные евреи всю ночь в канун праздника читают Тору.

В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и зачитывают рассказ о том, как она была дарована, а также текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуота.

В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот — это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые, а также первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутых в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики… Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами из цветов и фруктов, окна домов — бумажными аппликациями. Некоторые достигают в искусстве изготовления аппликаций такого совершенства, что их изделия выглядят, как настоящие картины.

Читайте также: Святые покровители учебников и сессий

К этой же дате приурочена выдача аттестатов и дипломов. Праздник символизирует приобщение к истинному Завету не только евреев, но и представителей других народов. В этот день в синагоге читают также библейскую Книгу Руфи (Мегилат Рут). Руфь, или Рут была моавитянкой, перешедшей в еврейство, и стала прабабушкой царя Давида, поэтому существует обычай в Шавуот посещать могилы царей из дома Давида.

Пожалуй, мало каким праздникам удалось пройти сквозь толщу веков, не потеряв своей первозданности. Хотя праздник "Пятидесятницы" имеет у различных конфессий различные названия и отмечается в разное время, тем не менее, он не утратил первоначального смысла, связанного с дарованием человечеству общих духовных и нравственных законов…

Автор Елена Гимадиева
Елена Гимадиева — журналист, главный редактор
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *