Координационный центр мусульман Северного Кавказа может быть распущен

Как только что стало известно, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в самое ближайшее время может прекратить свое существование. Дело в том, что после избрания неделю назад на пост данного ведомства муфтия Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаила Бердиева вместо муфтия Ингушетии Магомеда Албогачиева намерение выйти из КЦМСК высказали (правда, пока не гласно) духовные лидеры ряда северокавказских республик. Этот шаг муфтиев Ингушетии, Чечни и Дагестана может объяснятся так: за время существования организация (нередко его еще называют Высшим Координационным центром, хотя другого центра мусульман Северного Кавказа не существует — прим. авт.) перестала выполнять роль координирующего органа последователей Ислама целого российского региона.
Однако есть и другие причины возможного роспуска КЦМСК. По проверенным данным, сразу же после отставки муфтия Ингушетии Албогачиева от руководящей должности центра, на него ополчились ряд московских политиков — выходцев из Кавказа. Для начала Албогачиеву припомнили не слишком бурную деятельность на духовном поприще. А последней каплей для принятия решения о возможном выходе из КЦМСК Албогачиевым ( и об этом говорят с большой долей уверенности) может стать то, что во время одной из последних встреч земляки сказали ему: "Ну, вот, уважаемый муфтий, теперь-то у вас будет время заниматься верой. Да вот незадача: Аушева-то уже нет!".
Тем самым муфтию Ингушетии прямо дали понять: с уходом с поста президента республики Руслана Аушева, лоббировавшего на всех уровнях и интересы мусульман (читай — в первую очередь Албогачиева, поскольку он муфтий), последний теряет опору в республиканской власти. А уж без этого искать популярность за пределами малой родины не стоит. И в самом деле: нынешний глава региона Мурад Зязиков не очень-то активен. Ну, он там у себя на родине может быть популярным по причине наличия в действии и применения на полную катушку административного ресурса, но известность в российском масштабе измеряется по другому. Например, визитами в российские регионы.
Если Аушев прилетал в Татарстан или иной регион Поволжья, ему после торжественного приема сразу показывали мечети. Местный люд (особенно представители этнических мусульман) любили повторять, что Руслан Аушев — боевой генерал, подчеркивая, что он — мусульманин, читает намаз, иногда держит пост, ну и что воевал с душманами в Афганистане: его туда Родина направила, и теперь он порядок у себя в республике наводит. И очень часто глава администрации области или края, куда приезжал Аушев, во всеуслышание говорил: "А с мусульманами мы живем очень дружно!", добавляя: "С чеченцами — тоже" (хотя Аушев по национальности ингуш).
А вот с Зязиковым вышла проблемка. Не каждый рядовой россиянин скажет как величать нынешнего президента Ингушетии. Многие по-прежнему уверены, что республикой действительно рулит Аушев.
Другая причина возможного роспуска КЦМСК — это то, что из организации почти что уже вышел дагестанский муфтият. Он живет собственной жизнью, своими правилами, хотя официально дагестанцы с КЦМСК связей не рвали. Однако здесь речь идет скорее о том, что в этой северокавказской республике у мусульман не слишком популярный муфтий даже у себя на родине Ахмед Абдуллаев, то и дело вызывающий раздражение целого ряда земляков. Последние автоматически его сравнивают с покойным муфтием Саид-Мухаммад Абубакаровым. И, признаться, нынешний глава дагестанского ДУМ очень сильно проигрывает Абубакарову и в части ведения переговоров, и ведением хутбы (пятничной молитвы), и в части сотрудничества с другими правоверными. Может быть, секрет еще в том, что Абубакаров очень долгое время работал врачом на границе Дагестана и Чечни, где завел очень важные знакомства, смог детально разобраться в отношениях горских народов. У Абдуллаева такого опыта нет.
Чеченские духовные лидеры во главе с Ахмедом Шамаевым официально пока никак не реагируют на отставку Албогачива и назначение Исмаила Бердиева. Но намерение покинуть КЦМСК от них можно ожидать в любой момент. Об этом уже ведутся кулуарные разговоры.
Если все эти три муфтията — Ингушетии, Чечни и Дагестана — объявят о своем выходе из Координационного центра, это будет означать, что ведомство прекратит свое существование. Конечно, там еще номинально будут присутствовать несколько республик. Но без вышеназванных муфтиятов организация будет выглядеть крайне слабой. А слабость кавказцы ни в какой форме не любят.

Ильяс Тахиров,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *