Готовится почва для "джихада" в Татарстане

Исламисты все чаще призывают к расширению "джихада" на Поволжье. Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, отнюдь не случайно совпав с качественными изменениями в татарстанском мусульманском сообществе. Учитывая фундаменталистское влияние на умму, угроза перехода "джихадистов" от слов к делу представляется достаточно серьезной.

В этом месяце под машиной руководителя чистопольского территориального отделения Центра противодействия экстремизму МВД по Республике Татарстан сработало самодельное взрывное устройство. Приехав домой пообедать, офицер поставил автомобиль под окном своей квартиры. Как сообщает пресс-служба СКП по РТ, услышав какой-то хлопок, он выглянул в окно и увидел, что из-под "девятки" идет дым. Возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 и ч.2 ст.167 УК РФ ("покушение на умышленное уничтожение чужого имущества, совершенное общеопасным способом"), ч.3 ст.30 и ст.317 УК РФ ("покушение на посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа").

Уже через неделю подозреваемые были объявлены в розыск. Согласно ориентировке, ими являются чистопольцы Руслан Клементьевич Спиридонов, 1976 года рождения, и ранее судимый Альберт Азатович Хуснутдинов, на четыре года моложе подельника. Оба, как отмечается в сообщении МВД по РТ, "придерживаются исламского вероисповедания". "Нужно соблюдать меры безопасности, преступники могут быть вооружены", — предостерегает МВД. По неофициальной информации, подозреваемые — исламские фундаменталисты. Один из них — принявший ислам этнический русский.

К сожалению, есть все основания полагать, что этот теракт не станет последним в республике. Исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к расширению "джихада" на Поволжье и конкретно Татарстан. Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, отнюдь не случайно совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе. Учитывая наличие в РТ достаточно крупного слоя салафитизированной молодежи и постепенное усиление фундаменталистского влияния на республиканскую умму, угроза перехода поволжских "джихадистов" от слов к делу представляется достаточно серьезной. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация в целом находится под контролем силовых структур (признающих, однако, серьезность проблемы), она требует пристального внимания и жестких превентивных действий.

Читайте также: Саудовские проповедники в России не нужны

Весной 2010 года амир моджахедов Кавказа Доку Умаров, комментируя в своем видеообращении создание Северо-Кавказского федерального округа и отделение от него Краснодарского края, заявил "братьям", что "мы никогда не отделяем земли Кавказа от Кавказа". "Кроме того, после того, как освободим эти земли наших братьев, единоверцев и мусульман Кавказа, мы, иншааЛлах, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня, — пообещал Умаров. — Это Астрахань, это Поволжские земли, которые находятся под сапогом русских кафиров".

Лидеры кавказских джихадистов выступают с подобными заявлениями не в первый раз, однако именно сейчас абстрактные обещания о распространении "джихада" на Поволжье стали конкретизироваться в пространных материалах исламистских пропагандистов. "Для нас наибольший интерес представляет состояние таких народов, как татары и башкиры, поскольку они довольно многочисленны, исповедают Ислам и обладают некими зачатками могущих оказаться прогрессивными и полезными делу Джихада структур, — рассуждает автор одного из таких материалов. — Кроме того, они ранее имели свою государственность, где основой законодательной базы был Шариат. После колонизации Россией они долгие годы оказывали сопротивление, в том числе и в виде Джихада".

Аргументируя, из каких соображений татары должны "выйти на джихад", то есть объявить войну российскому государству, пропагандист повторяет буквально все "страшилки", используемые радикальными татарскими националистами. По его словам, путинская Россия "полностью растоптала" надежды национальных меньшинств на возможность свободного развития в федеративном государстве, а "национальное возрождение не состоялось и захлебнулось на подъеме". Москва, дескать, не позволила перевести татарский язык на латиницу, преследует ислам, "всячески противодействует использованию татарского языка, стремится русифицировать и ассимилировать молодежь, отвести ее от Ислама и привить "общероссийские" ценности", кроме того, "в последние годы предпринимаются массированные атаки на историю татарского и башкирского народов", считает автор.

"Что касается татар, то в перспективе возможно перерождение националистических активистов в моджахедов, — прогнозирует автор материала. — Это доказывает пример Чечни и прочих регионов Северного Кавказа". Он признает, что в Татарстане "добиться такого перерождения намного сложнее", но история народа доказывает, что это возможно. Вывод "джихад"-пропагандиста представляется вполне обоснованным.

В последние годы наблюдается сращивание части татарского национального движения (в особенности молодого его поколения) с радикально-исламистским, что может привести в будущем к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних. С другой стороны, осознавая опасность подобных процессов для татарской нации и мусульман РТ, руководство и идеологи татарстанского исламского сообщества пытаются противостоять этому явлению, отстаивая "татарскую мечеть" и национальные особенности "татарского ислама", против чего резко выступают ваххабиты.

Отмечая, что башкиры и особенно татары расселены по всей территории России, "джихад"-пропагандист полагает, что "при правильном подходе к делу — это наше будущее подполье, наша людская и ресурсная база в борьбе за Сибирь и Урал".

Напомним, что указы об образовании Поволжского и Уральского фронтов были подписаны Доку Умаровым еще 9 июля 2006 года. "За прошедшее время моджахеды провели ряд успешных боевых операций в Татарстане, Башкортостане и ряде других мест, — восторгается "джихад"-пропагандист, не приводя, однако, конкретных примеров. — Это — начало восстановления исторической справедливости, начало возмездия и начало подлинного возрождения Ислама в этом регионе". Увы, после инцидента в Чистополе, хотя план бандитов и не удался, ему будет чем подкрепить свою мысль.

"Представляется очень важным максимально использовать татарский и башкирский (в первую очередь) национализм в наших интересах и переродить его в активный Джихад", — завершает он свой обширный материал. Для этого, считает идеолог Доку Умарова, необходима "соответствующая пропаганда и информ-ресурсы на национальных языках, совершение идеологических диверсий на вражеской территории и привлечение наиболее активных лиц в ряды моджахедов, развитие национального сопротивления в любых его формах и проявлениях", для чего, в свою очередь, нужен "координационный центр организованного подполья". Распространение "джихада" на Поволжье, констатируется в статье, "частично отвлечет силы русских от Кавказа".

Процитированный текст является показательным примером так называемых "методических материалов", не столько пропагандирующих вооруженную борьбу с неверными, сколько разъясняющих, как именно нужно это делать. Как правило, они написаны с большим знанием дела, в связи с чем должны стать предметом особого внимания правоохранительных органов. Излагая свои взгляды на "джихад в Поволжье и Урале", автор другого такого труда постулирует, что "следующей стадией после подготовки будет начало партизанской войны в условиях города" (первый этап включает "подготовку имана и здоровья", а также исламский призыв).

Признавая слабость джихадистов, он отмечает, что самое большее, на что могут рассчитывать террористы — "конкретные точечные удары по определенным объектам по мере необходимости". Таковыми могут быть "экономически важные для агрессоров элементы инфраструктуры, отдельные лица, открыто враждующие с исламом". Он призывает к мягкому, дружескому отношению к старшему поколению мусульман, воспитанных в традиции "мягкого" татарского ислама, поскольку именно эти пользующиеся авторитетом в своих мечетях и селах люди должны стать союзниками молодых ваххабитов.

Автор следующего пространного материала о сущности современного джихада, также опубликованного кавказским джихад-ресурсом, относит Поволжье и конкретно Татарстан к оккупированным по сей день землям мусульман, освободить которые — фард (обязанность) каждого мусульманина. "Братья и сестры мусульмане! — призывает джихад-пропагандист. — Единственный способ спасти свои души — это выход на джихад, мы должны устранить власть кафирских марионеток и изгнать оккупантов. Это фард. Поймите, выход на Джихад — это единственный путь спасения от ада. Не слушайте отговорщиков от джихада, они мунафики (лицемеры)".

Эти выкладки и призывы могут казаться сугубо теоретическими, лишенными практической почвы, однако они подтверждаются реальным положением дел. Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение национальной составляющей исламистской, нарастание конфликта между "бабаями" и салафитизированной молодежью происходит параллельно с усилением джихад-агитации на интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. От призывов, уговоров — "Татарстанские, башкирские братья, поднялись бы, помощь была б кавказским муджахедам" — джихадисты переходят к констатациям: "Джихад в Татарстане. Уже скоро. Братья, сделайте за нас дуа (молитву) бисмиллях". Между первой и второй цитатами — менее двух лет, однако общий тон высказываний на ваххабитских (в первую очередь, кавказских) форумах и размещаемых на них материалов за это время существенно изменился в сторону усиления пропаганды джихада в Поволжье и учащения призывов к скорейшему его началу. С другой стороны, обсуждение этой темы на собственно татарских форумах не демонстрирует особых подвижек общественного мнения, но при таких усилиях ваххабитов это — вопрос времени.

Грамотно используя методы информационной войны, кавказские джихадисты пытаются "разогреть" ситуацию в Татарстане, вбрасывая в информационное пространство все новые материалы о необходимости перехода к вооруженному сопротивлению законной власти. "Если в ближайшее время правоохранительные органы и исламское духовенство не примут решительных мер по противодействию распространению ваххабизма в Татарстане, ситуация в республике будет развиваться по ингушско-дагестанскому сценарию", — считает заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университате Раис Сулейманов.

По его словам, в среде верующей молодежи, которая в настоящее время, в отличие от ситуации пяти-десятилетней давности, составляет в среднем до 40% постоянных посетителей мечетей, активно ведется ваххабитская проповедь. Исправить ситуацию может лишь разумное сочетание силовых мер с пропагандой традиционного ислама, считает он.
В случае усиления ваххабитской пропаганды появление в РТ отдельных групп сторонников "джихада до победного конца", состоящих преимущественно из молодежи, представляется вполне возможным. Случай в Чистополе — это серьезный звонок.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Яна Амелина
ЯнаАмелина — российский исламовед и политолог, специалист по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья. Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *