Алжирец приговорен к тюрьме за отказ перейти в ислам

Христиане Алжира: выбор без выбора

Как показали недавние события, у алжирских христиан теперь выбор небогатый. Либо соглашаться с исламским "символом веры", тем самым формально становясь мусульманами, и подвергаться угрозе смерти за вероотступничество. Либо нести наказание за оскорбление ислама, отказываясь произнести его. Для относительно "светского" Алжира это новая тенденция.

Христианин из алжирского города Орана Карим Сиангхи проклял день, когда решил завести себе мобильный телефон. В апреле 2011 года он зашел в самый обычный магазин, чтобы купить карточку пополнения счета. А продавцом там оказался ревностный мусульманин, тут же заведший со своим покупателем разговор на религиозные темы.

Увы, к числу "теплохладных" Сиангхи не принадлежал, потому и отвечал своему собеседнику отнюдь не с положенной в современном мире толерантностью. Разумеется, никаких оскорбительных замечаний в адрес ислама оранец себе не позволял — лишь выражал то, что что верит сам.

Читайте также: Таджикистан: регламент на мирское поведение

Но этого и не потребовалось — за неимением действительно веских причин для обиды хозяин магазина потребовал от своего покупателя произнести исламскую "шахаду": "Нет Бога кроме Аллаха — а Мухаммед пророк Его". Последний, будучи христианином, естественно, отказался произносить исламский "символ веры" — и тут же был обвинен в оскорблении ислама.

Продавец подал жалобу на Карима Сиагхи, обвинив его в оскорблении пророка Мохаммеда — после чего мнимого "оскорбителя" арестовали. Уже в мае 2011 года подсудимый был приговорен к пяти годам тюрьмы и штрафу в 200 тысяч алжирских динаров (около 2,5 тысячи долларов США), хотя сторона обвинения в суде не привела никаких доказательств или свидетелей, которые могли бы послужить причиной ареста христианина. А сам обвинитель даже не соблаговолил явиться в суд. Дата следующего судебного заседания по делу пока не назначена.

Пикантность ситуации заключается даже не в преследовании христиан в мусульманском государстве, а то, что оно приобретает характер полного "беспредела". Ведь указанная шахада, которую отказался произнести Карим Сиангхи — не просто благочестивое выражение или гимн в честь Аллаха и пророка Мохаммеда, но один из пяти "столпов" исламской веры, то есть комплекса условий и предписаний, положенных для выполнения каждым мусульманином.

Но если остальные четыре столпа — молитва, пожертвования, совершение паломничества и соблюдение поста в месяц Рамадан — в случае невыполнения не приводят к исключению грешника из рядов мусульман, то шахада в этом смысле — пункт куда более взрывоопасный.

Ведь тот, кто ее произнес, считается принявшим ислам, в какой бы вере он ранее не состоял. А отречение от указанной формулы означает отречение и от новой веры, даже если принятие последней не было даже и в мыслях сказавшего шахаду.

Подобным образом, кстати, нередко развлекались турки в Османской империи, угрозами, лестью или обманом заставлявшие говорить "Нет Бога, кроме Аллаха…" местного или пришлого христианина на чужом для него языке без понимания сути сказанного. А потом радостно поздравляли его с вступлением в ряды правоверных. И ласково предупреждали: отрекшемуся от "истинной" веры полагается смерть.

Справедливости ради нужно отметить, что в некоторых школах мусульманского права женщинам и детям делаются некоторые послабления. Их не казнят — но сажают в тюрьму, где ежедневно дают по 39 плетей. Первым — до конца заключения (или жизни, которая при таких истязаниях долго не длится), а вторым — до достижения совершеннолетия. После чего достигшим полной дееспособности в случае упрямства полагается, опять же, смертная казнь.

Однако случай в Алжире выходит за все рамки. Живущему в исламской стране христианину (по шариатской терминологии, зимми — иноверцу, который платит специальный налог за право сохранять свою веру) под угрозой тюремного заключения фактически предлагалось принять ислам. Но Коран запрещает насильственное обращение в ислам "людей Книги" — христиан и евреев, тем более, не на войне, и тем более — из числа давно живущих рядом граждан.

Особенно удивительно, что эта история произошла в Алжире — государстве достаточно светском. Правившие в 1990-х военные, в отличии от их коллег в современном Египте, не допустили прихода к власти фундаменталистов. Однако, по местной Конституции, Алжир — исламское государство. 99 процентов населения здесь составляют мусульмане- сунниты.

Но чтобы в светском государстве, сохраняющем стабильность не в последнюю очередь благодаря политической и экономической поддержке Запада, была возможна такая дикость…

Формально в указанной северо-африканской стране дела с религиозной свободой обстоят чуть лучше, чем у соседей-фундаменталистов. Даже закон об уголовной ответственности за миссионерство среди мусульман там был принят лишь в 2006 году, а смертная казнь отступникам от ислама не грозит.

Но в то же время здесь существует радикал-фундаменталисткое мусульманское подполье. Справиться с ним ни армия, ни силы безопасности, ни отряды самообороны не в силах.

Читайте также: Смертная казнь для хулителей Пророка

Поэтому, даже если светские судьи и не приговорят "отступника" к смерти — "справедливый суд" могут устроить радикалы. Как знать, не относится ли к их числу и хозяин магазина, оклеветавший Карима Сиангхи — по повадкам, банальный провокатор? И, главное — не является ли этот прецедент новым словом в борьбе радикальных исламистов против христианства? Когда иноверцам предлагается "выбор без выбора": либо произнести шахаду, де-юре приняв ислам, либо понести серьезное наказание за "оскорбление" пророка. Прискорбно наблюдать, как судебные власти идут на поводу сомнительных новаций, не имеющих ничего общего ни с демократией, ни с даже традиционным исламом.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *