Рахмон выступил против исламизации Таджикистана

Эхо исламской революции в горах Памира

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на днях официально заявил, что всерьез опасается исламского переворота в стране и выразил обеспокоенность по поводу того, что мечетей в стране уже куда больше, чем школ. Между тем, еще недавно власти республики всеми силами превращали ее в оплот ислама в Средней Азии и утверждали ислам в массах как единственную государственную идеологию. Что же произошло в горах Памира в последние месяцы?

В своем выступлении на заседании Совета безопасности Таджикистана 10 февраля президент Рахмон не пожалел ярких красок для того, чтобы охарактеризовать критическое положение, в котором ныне оказалась его страна. "Целью религиозных экстремистов, которые получают финансовую поддержку из-за рубежа, является изменение насильственным путем конституционного строя страны", — заявил он. По словам Рахмона, "под прикрытием обучения азам ислама преступники вербуют в свои ряды подростков и молодых людей, а затем отправляют их в религиозно-экстремистские школы в исламские государства". Несмотря на то, что в конце прошлого года после действий МИДа в страну вернулось 1558 таджикских студентов, обучавшихся в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Египте и ряде других ближневосточных государств, президент отметил, что пока что "работа в данном направлении слабая и, по имеющимся данным, еще 2138 молодых таджикистанцев обучаются в зарубежных медресе", где пропитываются радикальными исламистскими идеями.

Президент Таджикистана также посетовал на то, что в некоторых городах и районах страны количество мечетей превышает количество общеобразовательных школ. По его данным, "сейчас по всей республике насчитывается 1250 мечетей, действующих нелегально, без государственной регистрации, несмотря на то что до начала этого года все мечети должны были пройти регистрацию".

Подобные заявления Рахмона вызывают закономерное удивление, ибо еще недавно он озвучивал совершенно противоположные идеи. В апреле 2009 года Таджикистан стал единственной постсоветской страной, где ислам (ханифитского мазхаба) был официально провозглашен государственной религией. 2009 год в Таджикистане указом Рахмона был официально объявлен "годом Великого Имама Азама Абу Ханифы", в 2010 году столица республики Душанбе была объявлена мировой "столицей исламской культуры" (это "переходящее звание" каждый год присваивает по достижениям в развитии ислама международная Исламская организация по науке, культуре и образованию).

Фото: AP

Количество мечетей росло в республике поистине обвальными темпами — к августу 2010 года в Таджикистане с населением немногим более семи миллионов человек насчитывалось 3687 мечетей (из них 27 центральных и 325 соборных), причем 364 (10 процентов) из них были построены только в период с января по июль 2010 года. Впечатляло не только количество, но и размеры этих культовых зданий. Так, открытая 4 октября 2009 года в Гиссарском районе в 20 илометрах от Душанбе мечеть, названная именем имама Абу Ханифы, вмещает 10 тысяч человек (что равно вместимости крупнейшей мечети Европы "Сердце Чечни" в Грозном). А на следующий день в Душанбе была торжественно заложена еще более грандиозная мечеть. По словам официального представителя выразившего готовность профинансировать ее постройку эмира Катара, "в данной мечети одновременно смогут совершать молитву около 105 тысяч верующих, из них 25 тысяч внутри мечети и 80 тысяч во дворе". Это точно совпадает с размерами открытой в 1993 году знаменитой мечети короля Хасана в Марокко, которая на сегодняшний день является третьей по величине в мире после двух величайших святынь ислама — мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Так что Таджикистан этим грандиозным строительством определенно подавал заявку на одно из лидирующих мест в мире ислама… А для обучения в имамы тысяч мечетей целыми группами за рубеж, в крупнейшие исламские университеты, посылались тысячи молодых таджиков. Но тогда финансирование процессов в Таджикистане из-за рубежа и отправка тысяч юношей в "религиозно-экстремистские школы в исламские государства", равно как и превышение числа мечетей над государственными светскими школами, Рахмона не беспокоили.

Читайте также: Рахмон стравливает Россию с Индией

Судя по всему, сигналом для тревоги официальных властей Таджикистана стала все более ширящаяся информация о появлении в рядах таджикской молодежи своеобразной "моды" на фундаменталистский ислам. Как отметила в сентябре 2009 года в комментарии "Немецкой волне" исламовед, заведующая кафедрой философии и политологии Российско-Таджикского Славянского университета Зарина Диноршоева, "среди молодых явно наблюдается неофитский синдром. Происходит переоценка ценностей. Кто сегодня носит хиджабы или так называемые сатры? Их одевают те же самые девушки, которые еще три года назад были приверженцами европейского стиля в одежде". Месяцем позже журналисты BBC в Душанбе отметили, что в разгар свадебного сезона среди невест в салонах одежды проявился резко возросший спрос на исламскую одежду. Так, по словам хозяйки модного свадебного салона Дильбар Турсуновой, "больше половины невест сегодня выбирают хиджабы". По словам владелицы другого свадебного салона Фатимы, "ношение хиджаба — это своего рода мода, таких женщин (выбирающих хиджаб на свадьбу. — Ред.) становится больше с каждым годом".

Фото: AP

Именно популярность исламизма в молодежной моде, особенно среди учащихся школ и вузов, вызвала осенью 2010 года поворот в отношении властей к исламу. Из опасений молодежной исламской революции были начаты борьба с ношением хиджабов (объявленных "чуждой таджикам одеждой"), развернута кампания во возвращению домой учащихся в зарубежных исламских вузах студентов, по перерегистрации мечетей и переаттестации их имам-хатыбов (настоятелей). Фактически свернуто строительство мечетей — если за период с января по июль 2010 года количество официально зарегистрированных мечетей в республике возросло на 364, то за почти аналогичный период с августа 2010 года по январь 2011 года — лишь на 15.

Автор Влад Владимиров
Влад Владимиров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. Специализируется на международных и религиозных темах. *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *