Верховный муфтий Саудовской Аравии разрешил выдавать девочек замуж с десяти лет

Саудовская Аравия: из пеленок - в супруги

Жених и невеста c картины "Неравный брак" могут показаться идеальной семейной парой на фоне фетвы, изданной недавно в Саудовской Аравии. Верховный муфтий этой страны разрешил выдавать девочек замуж с десяти лет. Впрочем, он всего лишь узаконил существующие порядки: здесь восьмилетних девочек, с согласия их отцов, выдают замуж за стариков…

Законы Саудовской Аравии предусматривают и даже поощряют практику раннего замужества девочек. "С древних времен по социальным, экономическим, политическим и религиозным причинам ранние браки всегда поощрялись, — сказал в интервью арабским журналистам профессор Университета Короля Сауда в Эр-Рияде Мансур бен Аскар. "Во времена войн раннее замужество позволяло укреплять семейные кланы, а вместе с ними и влияние племен, которое всегда оценивалось по их численности.

Неправильно искать в раннем браке преимущества и недостатки, поскольку для каждой девушки это имеет индивидуальный характер. Важно, чтобы, с медицинской точки зрения, раннее замужество не нанесло вреда здоровью юной невесты", — сказал профессор Мансур бен Аскар. По его словам, при заключении брака важно взаимное согласие сторон. Особенно, юной невесты, которая должна подтвердить свое решение перед кади — шариатским судьей.

Читайте также: Смертная казнь для хулителей Пророка

Фетва муфтия КСА, узаконившая замужество десятилетних девочек, отразила жизненные реалии королевства. Будучи еще совсем детьми, многие саудитки уже знают, за кого выйдут замуж. Женихов по своему усмотрению выбирают отцы. Если дочь — набожная мусульманка и покорная дочь, то отец может ее осчастливить браком с относительно молодым обеспеченным человеком. Если дочь проявляет строптивость, то ее обычно прочат за первого попавшегося мусульманина, который согласится ее взять в жены.

Такой участи не избегал никто, даже принцессы. Например, одну знатную саудитку, которая вдруг стала перечить отцу, выдали замуж за пожилого шариатского полицейского из далекой деревни. В его гареме она стала восьмой по счету женой. При этом были соблюдены все формальности: невеста в присутствии кадия дала согласие на замужество. Муж отличался суровым нравом и с гаремом не церемонился. Любое возражение его слову каралось поркой на глазах всего гарема. Конечно, это не показатель, браки многих саудиток можно назвать счастливыми. В целом как кому повезет. В любом случае, право первого слова остается не за юной невестой, а за ее отцом.

Саудовская Аравия в этом плане сохранила буквальное понимание шариатского права. В этом она отличается от других мусульманских стран, которые давно пошли по другому пути. Например, в Иордании, в Эмиратах, в Тунисе установили четкий женский минимальный порог для вступления в брак — 15 лет. А в шиитском Иране свободы женщин дошли до того, что мужчины боятся оказаться жертвой половой дискриминации. Об этом рассказал арабист Леонид Исаев, специалист по политическим процессам в арабских странах:

"Саудовский муфтий имел право издавать такую фетву. Шариат предусматривает раннее замужество девочек. Но в мусульманском семейном праве есть также определенные нюансы. До тех пор, пока девочка не достигает момента полового созревания, с ней запрещено вступать в половые отношения. Это первый момент. Второй момент: до наступления полового созревания она обязательно должна жить только в доме своего отца. Она переезжает в дом своего мужа только после наступления момента полового созревания. Это требование прописано в мусульманском семейном праве черным по-белому.

В Йемене в начале нулевых годов был вопиющий случай, когда такой формальный муж изнасиловал формальную жену — девочку, у которой на тот момент еще не начались месячные. Что за этим последовало, понятно. Девочка умерла от сильного кровотечения. Шариатский суд незамедлительно наказал насильника со всей строгостью мусульманского права. Но эта девочка по мусульманскому праву формально могла быть женой этого человека. Именно только формально.

В Саудовской Аравии сейчассуществуеттакойпорядок.Кактолькодевочкеисполняетсядесятьлет,онапозаконуимеет право быть женой. Ее отец, как правило, ищет ей мужа. Затем заключается формальный брак. До наступления половой зрелости жена проживает в доме отца. После наступления половой зрелости она переезжает в дом мужа, и у них начинается половая жизнь.

Читайте также: Причудливые браки: замуж за… джинна?

Когда она может стать полноценной женой и матерью — вопрос сугубо индивидуальный. Одни арабские девочки созревают, скажем, в 12-13 лет, другие — позже. Чисто теоретически, она может стать женой и матерью в тринадцать-четырнадцать и даже в двенадцать лет. Смотреть нужно по ситуации, и мусульманские суды каждый случай разбирают сугубо индивидуально.

Мусульманское право во многом зиждется на прецедентах. Например, один муфтий вынес одну фетву насчет брака, другой муфтий ее отменил своей фетвой и так далее. Кадий, шариатский судья, разбирает каждый случай в суде индивидуально.

Права женщины в исламском мире — вопрос неоднозначный. Шариат очень хорошо защищает женщину. Насилие над женщиной и надругательство над женской честью там караются по всей строгости закона. Совершенно другое дело — жизненные реалии. Но тот же опыт Ирана подсказывает: по современному иранскому мусульманскому праву, женщина гораздо лучше защищена, чем мужчина. Можно смело сказать, что современным иранским мужчинам стоит больше опасаться неравенства, чем иранским женщинам", — сказал эксперт.

Саудиткам есть в чем завидовать иранкам. Например, иранские девушки активно занимаются спортом, и власти это только поощряют. В КСА считается, что из-за спорта девушка "может потерять девственность". Директора и без того немногочисленных женских школ КСА как могут обходят запреты духовенства, и ученицы втихаря занимаются аэробикой или играют в волейбол. Что касается раннего замужества, то его не устают критиковать арабские правозащитники. В 2010 году, на волне очередной критики, в саудовских кругах пошли тихие разговоры о законодательном запрете замужества девочек. Шейх Абдул Азиз аль-Тераифи, чиновник министерства КСА по делам ислама, был одним из ярых противников подобных запретов.

Читайте также: Пути ислама: сунниты и шииты

"Проблема искусственно раздута журналистами, которые пишут о случаях браков восьмилетних девочек с мужчинами преклонного возраста. Да, это есть, но это — исключение. Такие браки заключаются с согласия и по настоянию родителей невесты", — сказал чиновник в интервью "Сауди газет". По его мнению, "запрет на раннее замужество будет иметь негативный эффект для саудовского общества, что недопустимо для ислама".

Кроме того, установление минимального брачного порога приведет к резкому падению нравов в саудовском обществе. "Установление минимального возраста для замужества, например, в 18 лет, автоматически отодвинет срок для ношения хиджаба. Таким образом, девушки до 18 лет смогут свободно и открыто общаться с мужчинами и молодыми людьми, а это абсолютно противоречит законам ислама", — цитировали шейха Абдула саудовские СМИ.

Немного позже, в июне 2011 года, саудовский богослов шейх Салех аль-Фаузан пошел еще дальше шейха Абдула. Он издал фетву, где препятствование ранним замужествам девочек названо нарушением законов Аллаха. По словам шейха, отцы имеют право выдавать своих дочерей замуж, "даже если те еще лежат в колыбели. Но мужья не могут вступать с ними в интимную близость "до тех пор, пока девочки не смогут выдерживать вес лежащего на них мужчины". В качестве примера аль-Фаузан привел Айшу, одну из жен пророка Мухаммеда. Айша стала женой пророка в шесть лет, а вступила в близкие отношения с ним в девять. Так написано в одном из хадисов. Как уже было сказано, в КСА Коран и хадисы исполняют с точностью до единой буквы.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

По материалам GeorgiaTimes

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить