Мусульмане взялись за разрешенное

За полугодовой период нынешнего года деятельность Совета муфтиев России под руководством муфтия Равиля Гайнутдина сводилась не только активным противостоянием (заметим — успешным) с основным своим конкурентом — Духовным управлением мусульман Святой Руси во главе с т.н. Верховным муфтием Талгатом Таджуддином, но и рядом других, не менее значимых задач на духовном поприще. Скажем, Совет муфтиев стал одним из организаторов Союза мусульманских журналистов, на который правоверные возлагают особые надежды, особенно после ряда громких исламофобских публикаций.
Очередной этап для ведомства Равиля Гайнутдина — это борьба за халяльную продукцию и соответствующую маркировку.
Халяль — это разрешенные с точки зрения Ислама продукты питания, в основном мясо. Скажем, истинный христианин во время поста не станет есть мирскую пищу, а настоящий иудей посчитает дурным попробовать не кошерный продукт. Так же и в Исламе — религии, в которой существуют определенные правила и требования. Пренебрегать ими крайне нежелательно, а зачастую — непозволительно. Допустим, в Исламе как и в иудаизме запрещается принимать пищу свинину. Однако если вы оказались в такой ситуации, когда вашей жизни угрожает опасность, например, голодная смерть, в таком случае свинину есть можно.
Вместе с тем приходится констатировать, что пока еще нельзя сказать, что вся халяльная продукция, которая присутствует на наших прилавках, соответствуют нормам шариата. Не раз и не два бизнесмены (в основном производители мясомолочной продукции) признавались, что расширяют ассортимент выпускаемого товар за счет самовольного наклеивания ярлыка "Халяль" (Halal) — "Разрешенное". Казалось бы, пустяковая вещь: два пакетика с куриными ножками. Однако один из пакетов промаркирован соответствующим образом, а второй — нет.
- И получается так: продукция не халяльная, а ее продают как таковую. А это есть обман покупателя, — сказал по этому поводу на пресс-конференции муфтий Гайнутдин. — Мусульмане такой народ: узнает, что в таком-то магазине постоянно есть мясо, которое не стыдно есть, поскольку оно произведено по всем законам религии, и давай об этом говорить своим знакомым. Мы понимаем, что бизнесменам хочется делать деньги. Но делать деньги на обмане, тем более на обмане на религиозной почве мы не позволим. Нам Ислам этого не разрешает. А государство в лице ряда министерств должно следить, что бы халяльная продукция соответствовала своим требованиям.
Весной этого года Министерство по антимонопольной политике РФ под натиском шквала писем из Совета муфтиев объявило о том, что оно начинает контролировать выпуск, хранение и правила реализации халяльных продуктов. Более того, министерство от греха подальше теперь отсылает всех бизнесменов в Совет муфтиев России за ликвидацией безграмотности по халялу. И, как оказалось, следовать требованиям шариата — не очень тяжело. Например, при забое скота надо прочитать специальную молитву (обычно это делает мулла). Зато если продукция получила известность как халяльная, она активно реализовывается среди последователей Ислама. Чтобы не быть голословным, приведем пример работы небольшого магазином, торгующий халялом, у Соборной мечети. Он пользуется популярностью не только у правоверных, но и христиан и иудеев.
Можно сказать, что Совет муфтиев России проводит политику разъяснения основ Ислама. Однако при пристальном изучении вопроса становится ясно: дело не только в религии.
Основная масса халяльных продуктов, особенно кур, на российских прилавках — импортная. Завозятся они в большинстве случаев из Германии и Бразилии. Немецкие производители вот уже более полувека активно работают с Комитетом мусульман ФРГ, а в южноамериканской стране действует мощная мусульманская община, которая ревностно следит за нормами выполнения шариатских законов (и это там, кстати, никому не мешает). И в ФРГ, и в Бразилии последователи Ислама добились, что бы с ними советовались. Они доказали, что если с ними будут считаться — у государства будут деньги. Нет ничего сложного, что время от времени на забой скота надо звать муллу или во время транспортировки говядину нельзя перевозить вместе со свининой.
Равиль Гайнутдин занял очень удобную и весьма выгодную позицию. Он следит за тем, что бы права мусульман в его стране не нарушались, а бизнесменам, до которых еще не дошло, что халяль — это выгодный бизнес, дал время призадуматься: везти им мясо из-за бугра или производить свое и продавать продукцию здесь же, в России. Благо, от покупателей отбоя не будет, а ниша до сих пор полностью не занята.
В Совете муфтиев России говорят, что никто из деловых людей (абсолютно подавляющее большинство которых христиане), обращавшихся за консультациями к духовным лицам, не ушел от них недовольными.

Ильяс Тахиров,
Специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *