Медресе закрыли из-за экстремистской направленности

Почему в Татарстане закрыли медресе?

Правоохранительные органы Татарстана приостановили деятельность нурлатского среднего медресе. На учебное заведение вышли в ходе расследования ряда дел экстремистской направленности. Выпускники медресе были обнаружены в составе бандформирований. О том, как предотвратить подобные явления, "Правде.Ру" рассказал Валиулла Якупов, заместитель муфтия РТ.

Действие лицензии, выданной учебному заведению, приостановлено из-за участия его выпускников в экстремистской деятельности и нарушения руководством заведения правил пребывания иностранцев на территории РФ, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах республики.

Кроме того, по его данным, у большинства преподавателей медресе нет педагогического образования, а в здании, где обучаются и проживают учащиеся, не соблюдены противопожарные и санитарно-гигиенические требования.

В конце 2007 года среди жителей Нурлатского района были выявлены четыре выехавших за рубеж боевика, которые прошли боевую и религиозную подготовку в расположении бандгрупп в афгано-пакистанской зоне и принимали участие в диверсионно-террористических операциях против пакистанских правительственных войск и коалиционных сил.

Все четверо в 2004–2005 годах обучались в нурлатском медресе. По данным собеседника агентства, один из них до сих пор находится в расположении бандформирований в афгано-пакистанской зоне вместе с женой и сестрой. Трое остальных вернулись в Татарстан.

За 2010 год из нурлатского медресе доставлено, опрошено и дактилоскопировано более 20 приезжих из различных регионов России, как оказалось, незаконно проживавших в учебном здании, среди них — шестеро иностранцев.

Читайте также: Готовится почва для "джихада" в Татарстане

О том, как можно предотвратить распространение экстремистской идеологии, "Правде.Ру" рассказал Валиулла-хазрат Якупов, заместитель муфтия Республики Татарстан:

— Условием выживаемости нашего государства является то, чтобы молодежь выбрала правильное, духовно адекватное исповедание веры. Это задача и государства, и общества, чтобы наша мусульманская молодежь духовно не погибла, а исповедовала настоящий, подлинный ислам. Телеканала еще не существует, он только в тестовом режиме начал работать.

Фото: AP

Государство недавно, буквально два-три года назад обратило внимание на нашу сферу. До этого исламом на серьезном уровне никто не занимался. Фонд поддержки исламской культуры организован в 2007 году, и только после этого начался какой-то процесс упорядочения исламской активности. А до этого исламская активность финансировалась только разведками заграничных государств. Поэтому, естественно, ислам и получился такой деформированный, выгодный иностранным государствам.

А Россия на исламском поле трудится полноценно буквально только последние два-три года. Присутствие российского государства в исламском сегменте нужно усилить. У нас еще только начало пути.

Пока медресе в России — это замкнутые, изолированные от общества интернаты. Их надо открыть обществу, создать попечительские советы из представителей интеллигенции, Министерства образования. Все должно быть прозрачно, очевидно, и в первую очередь необходимо сделать прозрачным финансирование: за счет кого они существуют, что там преподается, достаточен ли светский блок предметов. Потому что в Саудовской Аравии, например, преподают, что Земля недвижима и Солнце вращается вокруг плоской Земли. В России надо иначе готовить молодежь, а то они живут как в консервной банке, изолированные от всех.

О том, как помочь мусульманской молодежи сделать выбор в пользу традиционного для России ислама, а не ваххабизма, "Правде.Ру" рассказал исламовед Роман Силантьев:

— Умеренный ислам в России сохранился. Его носители гораздо лучше относятся к православию, чем, например, носители ислама в Саудовской Аравии. То, что у нас уникальный ислам, — это общеизвестная вещь, которой можно гордиться. И наличие этого ислама как раз и служит одной из главных причин наличия межрелигиозного мира, который у нас сохраняется. Потому что не со всяким исламом можно в мире жить. Есть направления ислама, которые, например, талибы исповедуют, и с ними жить в мире христианам никак невозможно.

Мусульманского телеканала у нас нет и не предвидится, это все глупые пропагандистские заявления. Есть отдельные региональные мусульманские телепередачи. Они, в принципе, нормально функционируют. Но нет ни людей, ни финансов, чтобы сделать общероссийский канал. Все эти заявления о том, что он скоро появится, — это о том, что есть интернет-вещание, которое хотят сделать кабельным. Но это настолько убого, что даже сами мусульмане внимания на него не обращают. Чтение Корана на фоне красот природы и многочасовые репортажи с конференций и конкурсов чтецов Корана никому, на самом деле, не интересны. Там нет ни аналитики, ни новостей. Есть мультики и чтение Корана. Никакой пропаганды традиционного ислама там и в помине нет.

Фото: AP

Государство очень большие деньги выделило на развитие и восстановление мусульманского образования, вложило эти деньги в ведущие мусульманские учебные заведения, обеспечило их учебниками, аппаратурой, методическими материалами. Система мусульманского высшего образования развивается, там становится все больше квалифицированных людей, но, к сожалению, развитие ваххабизмау нас зашло слишком далеко. Многие просто не понимают роли исламского образования, и для них Саид Бурятский, у которого было образования два года медресе и курсы арабского языка, для них авторитетнее, чем мусульманский профессор или богослов, который призывает жить мирно.

Понятно, что у нас люди зачастую идут не за теми, кто умен и образован, а за теми, кто харизматичен и призывает бороться с "ненавистной властью". Тот же Че Гевара не был профессором университетов, тем не менее его многие помнят и любят, потому что личность это была харизматичная и бескомпромиссная. Надо таких же харизматичных людей воспитывать, чтобы они призывали к умеренному исламу. Так в свое время удалось и Шамиля победить на идеологическом фронте, когда не менее яркие фигуры опровергали его призывы бороться против России.

В царской России это удалось сделать. Возможно, нам стоит повторить этот успех. Воспитать именно ярких, убедительных богословов, которые бы не просто повторяли из раза в раз, что ислам — это религия мирная. Мирная — потому что мировая. И мировая — потому что мирная. А приводили бы соответствующие аргументы, говорили бы ярким, понятным, доступным языком. Таких людей у нас очень мало, и проблема в том, что ваххабиты их еще и убивают. Тех, которые способны с ними достойно дискутировать, они стараются уничтожать физически, а не побеждать в споре. Так что надо им еще и обеспечивать достойную защиту. Это непростой процесс, и надо им заниматься серьезно.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *