Чечня становится шариатской республикой

Своими впечатлениями от поездки в столицу Чеченской республики, где недавно прошел форум на тему "Ислам - религия мира и созидания", с читателями "Правды.Ру" делится Яна Амелина, эксперт Центра евразийских и международных исследований Казанского государственного университета.

Президент России Дмитрий Медведев впервые посетил Чечню. Как сообщает официальный сайт правительства ЧР, глава российского государства выразил восхищение внешним и внутренним видом грозненской мечети имени Ахмат хаджи Кадырова (она же "Сердце Чечни"). "Я знаю некоторых людей из числа политиков, которые негативно относились к событиям в Чеченской Республике, но, приехав сюда, они меняют свои взгляды, — сказал президент РФ. — Увидев всю эту красоту, у них буквально глаза округляются".

Действительно, самая большая в Европе мечеть производит сильное впечатление как своими размерами (она вмещает около десяти тысяч верующих), так и богатством и прихотливостью внутреннего и внешнего убранства. Однако бурное возрождение ислама в республике, символом которой стало "Сердце Чечни", имеет и оборотную сторону. На прошлой неделе Россия была шокирована известием, что в Грозном неизвестные обстреливают женщин, появившихся на улице без платка, шариками с краской.

Через неделю пресса сообщала уже о семнадцати подобных инцидентах. По данным "Мемориала", в разъезжающих по городу машинах сидят люди в черной форме, один из которых стреляет шариком с краской, а другой снимает это на камеру мобильного телефона (заметим, что исламисты вообще очень любят запечатлевать свои акции "для истории", размещая пропагандистские ролики в Интернете). Большинство случаев произошло в центре Грозного — на улице Мира, проспекте Путина, улице Розы Люксембург.

Читайте также: В Чечне обстреливают женщин без платков

Как написала в своем блоге молодая жительница Грозного, после того, как она узнала о происшествиях, "реально захотелось уехать, без оглядки, навсегда, перед этим сказав наконец-то все, что накопилось за семь лет жизни здесь". По приведенным ей сведениям, одной женщине пейнтбольным шариком выбили глаз, у нее треснуло ребро. Другой, пойманной борцами за нравственность в Гудермесе, отрезали волосы — "или сбрили, тонкостей я не услышала… слишком шокирована была", поясняет девушка.

Фото: AP

С другой стороны, не все чеченцы поддерживают подобные акции. Автор дневника познакомилась с Тамерланом — парнем, вступившимся за обстреливаемых девушек. "Глаз у него красный, три шва над левой бровью — еще легко отделался, с шестью придурками дрался как лев, но потом, когда пистолеты достали, тогда уже пришлось сдаться…. — делится девушка подробностями встречи с героем дня. — А ведь его могли убить". Сама она, хотя и не чеченка, носит платок (у нее на работе, как и в других учреждениях, "такой дресс-код"), "но мне страшно, потому что дальше будет, как я понимаю, хуже". "Местных образованных, цивилизованных грозненцев-чеченцев очень жалко, очень", — резюмирует девушка.

Опасения по поводу дальнейшего ухудшения ситуации, увы, имеют вполне реальные основания. На улицах Грозного и Гудермеса появилась листовка, авторы которой обращаются к "дорогим сестрам": "Хотим Вам напомнить, что каждая чеченка, согласно нормам традициям ислама, нашим обычаям, обязана носить платок" (стилистика сохранена). "Неужели Вам не противно, вызывающе одевшись, с непокрытой головой, слышать в свой адрес непристойные "комплименты" и предложения? Одумайтесь!". Последние строки содержат неприкрытую угрозу: "Сегодня мы Вас обливали краской. Это всего лишь — предупреждение. Не заставляйте нас прибегать к более жестким мерам!!!".

Республиканские органы власти отрицают расстрелы краской. "Никаких заявлений о якобы совершенных нападениях на девушек в Грозном или других документальных подтверждений этому нет, — заявил "Кавказскому узлу" представитель правоохранительных структур ЧР. — Начинать расследование, основываясь на каких-то слухах и голословных утверждениях, никто не станет" (листовка, по-видимому, не в счет). Как сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь президента Чеченской республики Альви Каримов, сообщения не соответствуют действительности — "возможно, где-то был какой-то инцидент, связанный с хулиганской выходкой молодых людей, однако утвержденияотом,что на улицах Грозного систематически какие-то люди выстреливают в девушек с непокрытыми головами шарики с краской, ни на чем не основаны". По его словам, "на улицах Грозного есть женщины и в головном уборе, есть не меньше и тех, кто ходит без платков, и они сами решают, какие наряды им носить".

Пресс-секретарь Рамзана Кадырова лукавит. За последние три года платок (а то и хиджаб) одели практически все жительницы Чечни. Носить его обязаны сотрудницы госучреждений, студентки вузов и школьницы, однако за два дня пребывания в ЧР удалось увидеть одну-единственную женщину с непокрытой головой. Если открыть местные газеты, видно, что пропаганда ношения платка ориентирована уже на детей. Московским гостьям форума "Ислам — религия мира и созидания" постоянно делали весьма грубые замечания с требованием надеть платок, причем звучали они не только на улице, но и в Доме правительства. По реакции окружающих было заметно, что женщина без платка на улицах Грозного является сейчас, безусловно, исключением. Нынешние расстрелы краской лишь подтверждают это ощущение.

Чечня быстро движется по пути исламизации и включения отдельных институтов шариата (который, по убеждению Рамзана Кадырова, "стоит над законами Российской Федерации") в систему государственных и судебных органов. Проявляется это не только в поголовном ношении платков. В некоторых районах республики (например, Урус-Мартановском) полностью исчезло из продажи спиртное, включая пиво. Там, где оно еще продается, время торговли ограничено двумя утренними часами.

Происходит это не само собой, а в результате антиалкогольных рейдов, проводимых активистами-алимами Центра духовно-нравственного воспитания и развития совместно с патриотическим клубом "Рамзан". С торговцами проводятся беседы, в результате которых они сами принимают решение отказаться от продажи алкоголя. Проповедники здорового образа жизни приводят очень веские аргументы. Как рассказал шариатский судья одного из районов Чечни, люди, берущиеся за торговлю спиртным, исторгаются из общества. Местный имам не пойдет в такую семью ни на свадьбу, ни на похороны, ни на иной мусульманский обряд. Это касается и тех, кто совершил аварию с материальным ущербом, не говоря уже об увечьях или смерти, севши пьяным за руль. "Подобные меры очень действенны", — считает кадий. Аналогичными методами борются с наркоманией (здесь окончательной победы пока не наступило) и проституцией (пару лет назад шестерых девушек нетяжелого поведения попросту убили и бросили на обочине дороги). В результате на улицах не встретишь не то что пьяного — выпившего человека.

Кадий, поделившийся этими подробностями, официально занимает должность заместителя главы района по религиозным вопросам. Будучи госслужащим и пользуясь всеми правами и льготами, предусмотренными этим статусом, фактически он, как и многие его коллеги, исполняет религиозные функции. В компетенции шариатских судов находится немалый круг вопросов, касающихся, например, имущественных и семейных отношений. В Чечне успешно развивается параллельная или, скорее, действующая в симбиозе с официально-государственной шариатская система власти. По своей жесткости эта модель мало чем отличается от ваххабитского варианта, с которым не на жизнь, а на смерть борется Рамзан Кадыров — пожалуй, единственный руководитель субъекта Федерации, постоянно подчеркивающий свою глубокую религиозность.

Очевидно, что в рамках светского государства, которым является Российская Федерация, подобная "шариатизация" недопустима и может привести — собственно, уже приводит — к нежелательным последствиям. Однако федеральный центр, по всей видимости, считает эксцессы вроде обстрела девушек без платков шариками с краской допустимыми ради глобальной цели — обеспечения лояльности Чечни. Проблема в том, что чеченские исламисты не намерены останавливаться на достигнутом. Для начала они оденут в соответствии с жесткими требованиями ислама жительниц республики, а затем пойдут распространять свои представления о нравственности по всему Северному Кавказу и в других исламских регионах России. Во всяком случае, претензии Грозного на лидерство в российском исламском сообществе звучат все громче и громче. Считать, что все это послужит укреплению стабильности в регионе и в России в целом — значит жить иллюзиями.

Читайте также в рубрике "Вера".

 

Автор Яна Амелина
ЯнаАмелина — российский исламовед и политолог, специалист по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья. Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы