Мусульмане отказались от собак-поводырей в пользу пони

"Глазами" слепых людей принято считать собак. А что делать мусульманам, для которых шарики и бобики — нечистые животные? Вот что: завести себе специально обученного пони. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Окончившие "университет" лошадки вполне успешно конкурируют с собаками, чему существует немало подтверждений.

Мона Рамони не расстается со своим пони даже в аудитории Мичиганского государственного университета. Таких уникумов, как Кали, в США пока немного. А уж в Мичигане Кали, похоже, вообще единственная лошадь-поводырь. Кали ходит с Моной "учиться" вот уже три месяца, однако студенты до сих пор сворачивают шеи, заслышав в коридорах цокот копыт маленькой лошадки.

Самую бурную реакцию можно заметить у прогульщиков, редко появляющихся в стенах своей alma mater и пропускающих такие вот новости: сначала они замирают с отвисшими челюстями, а потом, как одержимые, хватаются за все свои гаджеты разом, чтобы запечатлеть необычного поводыря. Особо недоверчивые даже переспрашивают — мол, это что, действительно лошадь?"Иногда я объясняю окружающим, что да, это действительно лошадь, и она — мой поводырь. Если же меня заваливают глупыми или бестактными вопросами, я обычно говорю, что это игрушка", — рассказывает Мона.В Мичиганском университете действует всемирно известный (правда, в определенных кругах) реабилитационный центр, оказывающий помощь студентам с ограниченными возможностями. Их учат не только навыкам социального общения и интеграции в общество, но и раскрытию и реализации собственного потенциала.

Кали быстро нашла общий язык с собаками, сопровождающими других студентов. Ее лучшим другом стал Харпер — спутник одногруппника Моны. "Мне нравится, что Кали и Харпер присутсвуют на занятиях, — признается преподавательница Шелли Смитсон, профессор. — Это яркий пример того, что даже слепота не может помешать незрячим радоваться жизни".

При весе в 45 килограммов пони по размерам сопоставимы с собаками, однако они, как ни странно, более ответственны и лучше обучаются. Кроме того, лошадки дольше живут — их трудовая карьера может длиться до 30 лет, тогда как собаки после шести-восьми лет работы в качестве поводыря уходят на пенсию. Правда, в содержании пони обходятся дороже, поскольку им требуются определенные условия, да и ухаживать за ними сложнее.

Сейчас Рамоне уже сложно представить, что бы она делала без Кали. Для начала, она бы вряд ли ходила бы куда-то дальше собственного дома. А теперь благодаря своей помощнице девушка готовится получить степень магистра в области реабилитации, чтобы в дальнейшем заниматься с детьми-инвалидами.

"Это совсем другая жизнь. Пока у тебя нет сопровождающего и ты скована в передвижениях, родители всегда будут относиться к тебе, как к маленькому ребенку. О какой самостоятельности тут может идти речь!", — говорит Мона.

С детства родители, набожные мусульмане, учили Мону пользоваться белой тростью, однако, что называется, "не пошло". Положение спасали шестеро братьев и сестер Моны, которые по очереди водили ее за руку. Однако девушке это не пошло на пользу: лучше ориентироваться она не стала, а вот страх перед незнакомыми местами приобрела. Дошло до того, что она днями напролет сидела в своей комнате, не желая выходить.

Поскольку собаки для Моны были табу, она начала "присматриваться" к лошадям. В октябре 2008 года она купила Кали у цирковой труппы, списавшей лошадку, и отправила свою питомицу учиться к профессиональному тренеру. Теперь Кали умеет "объяснять" Моне, что на пути находится то или иное препятствие, входить и выходить из машин и автобусов, а также подбирать зубами предметы, которые уронила ее хозяйка.

По словам специалистов, на то, чтобы привыкнуть к новому хозяину, пони требуется от шести месяцев до года. Чтобы процесс шел быстрее, необходимо, чтобы владелец сам ухаживал за лошадкой. Моне пришлось нелегко: она выгребала из стойла навоз, таскала тяжеленные торбы с кормом, чистила Кали копыта, училась понимать ее знаки — все это, считайте, в полной темноте.

Самым тяжелым оказалось "уговорить" Кали ходить в университет. Путь до него занимает два часа на машине, и родители Моны боялись, что пони испугается, оказавшись так далеко от дома. Поначалу Кали действительно испытывала некую робость, но потом привыкла. Не обходилось и без казусов: однажды Мона забыла взять с собой миску для воды, чтобы напоить Кали, и во время перемены девушке пришлось показывать пони, как пить прямо из-под крана.

Несмотря на свои миниатюрные размеры, Кали — дама с характером: "Она — умная и серьезная лошадь, которая не боится настоять на своем, если ей что-то не по нраву. Если она думает, что сможет сделать что-то, то пытаться переубедить ее бесполезно".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

 

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *