Во что на самом деле верят российские верующие?

Верю - не верю, или Парадоксы религиозности

По опросам, в России 90 процентов верующих — но пятая часть из них ни разу не была в храме, а в Царство Небесное верит чуть больше половины. Еще меньше людей верят в чудеса Христовы. Зато в существовании ада уверено почти 60 процентов наших сограждан. Что это за религиозность такая, когда верящих в базовые тезисы конфессий всего 60 процентов?

В конце сентября Социологический центр Юрия Левады провел опрос "Россияне о религии и церкви" на темы религиозности населения. По его итогам, 79 процентов опрошенных отнесли себя к православным, 6 процентов — к мусульманам, чуть меньше — 5 процентов — набралось атеистов, по 1 проценту оказалось у католиков и иудеев, меньше процента — у протестантов, буддистов, индуистов, последователей других религий. 7 процентов соригинальничали, не отнеся себя ни к верующим определенной конфессии, ни к атеистам. Судя по всему, это та категория граждан, для которых "Бог в душе", а облечь отношение к Нему в какую-либо религиозную форму у них почему-то не получается. Всего было опрошен 1601 человек в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

Читайте также: Путь к спасению — христианские поиски

Впрочем, и идентифицировавшие себя верующие не очень-то утруждают себя ведением активной религиозной жизни. Несколько раз в неделю посещают храмы только 1 процент опрошенных, раз в неделю — 4 процента, два-три раза в месяц — 3 процента, раз в месяц — 6 процентов. Всего таковых — 14 процентов. Напомним, что согласно православным Канонам, верующий, без уважительных причин пропустивший более трех воскресных Литургий подряд, подлежит отлучению от Церкви.

Другое дело, что и эти, и многие другие каноны, предписывающие строгие прещения к нарушителям, в нынешнее время практически не применяются из соображений икономии — милосердной заботы о спасении души грешника. Однако не следует забывать и о том, что указанные правила появились не на пустом месте — они имеют под собой важный мистический смысл. И если человек отказывается ходить на службы целый месяц подряд, он даже без всяких внешних "епитимий", наложенных батюшкой, серьезно ухудшает свои связи с Церковью, Телом Христовым.

Справедливости ради, надо заметить, что, согласно данным социологов, несколько раз в год посещают храмы 23 процента всех опрошенных, и еще 16 процентов — раз в год. Реже приходят на службы 15 процентов и никогда — 29. Однако весьма показательны две последних цифры и среди тех, кто считает себя верующими — 17 и 20 процентов соответственно. Пятая часть "религиозных" людей, которые ни разу не ходили в храмы своей конфессии — это что-то!

Но, пожалуй, еще более знаковой приметой нашего времени являются данные другого опроса "Левада-Центра" — об отношении россиян к ряду фундаментальных категорий любой религии. Он прошел с 10 по 13 августа 2012 года также с участием 1601 человека в 130 населенных пунктах 45 регионов стран.

Число твердо верящих в религиозные чудеса осенью 2012 года сравнялось с таковым 21-летней давности — 17 процентов. Пик — 24 процента — был достигнут в 2010 году. Правда, за 20 лет более чем вдвое увеличилось количество "колеблющихся", считающих, что указанные чудеса "скорее есть, чем нет" — с 16 до 35 процентов. Также с 19 до 23 процентов за этот период выросло число пессимистических скептиков, считающих, что таких чудес скорее нет, чем они есть.

Рост религиозности можно заметить разве что по снижению числа скептиков убежденных, отрицающих религиозные чудеса вообще — их всего 10 процентов, тогда как в 1991-м году было целых 30 процентов.

Нелучшим образом обстоит дело и верой в существование Царства Небесного. Верят в него всего 53 процента опрошенных (из них 22 процента — твердо), сильно сомневаются — 19 процентов, не верят — 10 процентов. Интересно, что в ад верит существенно больше народа — 59 процентов (из них твердо — 18), сомневается 21 процент, не верит — опять же, 10 процентов.

Анализируя данные, поневоле задаешься вопросом — да что ж у нас за религиозность такая, что верующих почти девять десятых населения, но из них какую-никакую веру в базисные положения религий имеют максимум 60 процентов?

Вспоминается Евангелие, где описываются группа иудеев под названием саддукеи — они прилежно приносили Богу жертвы в иерусалимском Храме, но не верили ни в загробную жизнь, ни в ангелов, ни демонов, ни в Воскресение мертвых. Но если такая "широта" веры в теории возможна в иудаизме с его опорой на обряд почитания Иеговы, а не на вероучительные положения, то в христианстве и в исламе она просто немыслима. Однако, такая тенденция четко прослеживается в обществе. Прямо как в расхожем анекдоте о "православных атеистах"!

Великий писатель XIX века Николай Лесков справедливо заметил: "Русь была крещена, но не была просвещена". Правда, Россия двухвековой давности в чем-то отличалась в лучшую сторону от современной. Конечно, рядовые миссионеры докладывали тогда в Синод: "Для восьми из девяти крестьян Троица — это Христос, Божья Матерь и святой Николай Угодник". Однако докладов о том, что хоть кто-то вообще не верит в рай, ад и чудеса Спасителя, кажись, не поступало.

Может быть, потому, что в те времена была совершенно немыслима и чудовищная цифра в 20 процентов "верующих", которые ни разу в своей жизни не посещали храм своей конфессии. Темный мужик мог не всегда понять нюансы "Символа Веры" на проповеди у приходского батюшки, но свято верил в исцеления Христом больных, превращение Им воды в вино, прекращении бури, хождение по водам и другие впечатляющие моменты Священного Писания. И, конечно же, ожидал загробного воздаяния за дела, совершенные в земной жизни.

Ныне же, когда все сплошь грамотны и нередко имеют высшее образование, даже такая "детская", наивная вера для большинства стала недостижимой роскошью. Или ненужной вещью. Что является более чем убедительным доказательством необходимости настоящего просвещения "как бы" верующих, в первую очередь — православных. Вот только непонятно, как это можно реально обеспечить.

Похоже, потенциал тех, кто более-менее регулярно ходит в храм, с лихвой исчерпан для миссионерских целей. Все-таки удельный вес указанных людей — всего 16 процентов, а твердо верящих — несколько больше. Не говоря уже о колеблющихся "оптимистах" — вместе они дают более половины "относительно верующих" лиц.

Взять реванш с помощью преподавания школьникам основ религиозности? Но и здесь ситуация далека от оптимизма. 42,7 процента учащихся предпочли изучать основы светской этики, которые преподаются в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Читайте также: Апостол Фома: от неверия к убежденности

А вот основы православной культуры решили изучать всего 31,7 процента старшеклассников — это при общем числе объявивших себе православными в 79 процентов! Чуть лучше обстоит дело у мусульман — при их удельном весе в 6 процентов желают изучать его основы 4 процента детей. Кому повезло — так это миссионерам других религий: курс "Основы мировых религиозных культур" собрались проходить 21,2 процента учащихся. Хуже всего дела обстоят у иудеев — основы иудейской культуры будут изучать всего 0,1 процента, или 690 школьников в абсолютных цифрах.

Так что, несмотря на положительную динамику религиозного просвещения за последние два десятилетия, вопросы миссионерской работы по прежнему требуют серьезного внимания и новых подходов. В противном случае российская религиозность так и будет смущать своей откровенной парадоксальностью — и рядовых граждан, и серьезных исследователей.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить