Зачем в Москве строить новые храмы

На нехватку культовых зданий в столице жалуются и православные, и католики, и мусульмане. В московских синагогах по субботам свободно, но в дни больших иудейских праздников места всем желающим уже недостаточно. Решать эту проблему необходимо с учетом того, для чего именно храмы или молельные помещения нужны верующим той или иной конфессии.

О нехватке в Москве православных храмов в рубрике "Религия" на "Правде.Ру" уже заходила речь. В предыдущей статье рассказывалось о том, с какими трудностями сталкиваются верующие многодетные родители, старики, инвалиды, которые, чтобы попасть на богослужение, вынуждены либо проделывать долгий путь на транспорте, либо стоять в своем спальном районе во дворе переполненного храма и слушать службу через динамики.

Но недавние события, — например, молебны и сбор подписей в поддержку строительства православного храма в Строгино - показывают, что больше всего в церквях "шаговой доступности" нуждаются отнюдь не те, кто уже является воцерковленным человеком, уже входит в ту или иную, пусть даже находящуюся далеко от дома, приходскую общину. Больше всего в храмах нуждаются те, кого на внутрицерковном жаргоне называют "захожанами" или "куличами" — то есть те самые 70-80% жителей России, которые, согласно данным различных социологических опросов, идентифицируют себя как православные.

Положение "православного большинства" в Русской православной церкви можно сравнить с положением большинства покупателей, не имеющих блата и доступа к "спецраспределителям", в эпоху дефицита. Возможно, кому-то это сравнение кому-то покажется кощунственным, но оно наглядно иллюстрирует положение дел.

Когда-то простой "человек с улицы", войдя в обычный советский магазин, видел на полках только пачки макарон, горчицу и консервированные бычки в томате, в то время как сырокопченую колбасу, качественные шоколадные конфеты и прочий дефицит можно было достать, только имея определенные связи. Сегодня "человек с улицы", который называет себя православным и либо уже крещен в детстве, либо собирается это сделать сейчас, заходит в церковь и видит "свечной ящик", за которым можно заказать разные "требы" — молебен о здравии, панихиду о упокоении, венчание, отпевание, освящение квартиры или машины. Из-за этого у него складывается ложное впечатление о Церкви как об агентстве по оказанию платных магических услуг, за которыми выстраивается очередь потребителей.

Для того же, чтобы узнать, в чем заключается подлинная церковная жизнь, сегодня нужно войти в храм "с черного хода" — через каких-нибудь знакомых, которые являются постоянными и активными прихожанами, поют на клиросе или преподают в воскресной школе. Имея подобный "блат", можно сделать открытие, что, оказывается, центром приходской жизни является Таинство Евхаристии, литургия. Что существует круг "избранных", которые имеют возможность регулярно причащаться, исповедоваться, соблюдают посты, читают дома утренние и вечерние молитвы. В то время как "мужики-то не знают", что, согласно учению Православной Церкви, делать все это необходимо не просто ради обретения душевного равновесия, а ради спасения, то есть соединения со Христом и достижения блаженства в вечности.

Узнав о таком жестоком обмане — когда вместо обожения предлагают "свечку поставить", а вместо "Источника бессмертного" позволяют "записочку подать" — православному большинству, тем самым 70-80% населения, логично было бы выйти на улицы с плакатами вроде: "Требуем допустить до участия в Божественной Литургии всех православных людей, а не только тех, кто "по блату"", "Требуем, чтобы Церковь не делила людей на первый и второй сорт". Помимо магазина в эпоху дефицита, представьте себе гораздо более страшный пример: врачи "Скорой помощи" везут в больницу только своих родных, близкихизнакомых, а прочих бросают помирать на улице, оправдывая свои действия тем, что "карет мало, на всех не хватит".

Сегодня некоторые упрекают Церковь в том, что она и так уже имеет достаточно имущества, но собирается совсем уж безмерно разбогатеть в результате грядущей реституции и строительства новых храмов. На самом же деле, чем храмов становится больше, тем общинная жизнь в них становится правильнее и… беднее. Настоятель единственной в городе или в большом районе мегаполиса Церкви, расположенной на кладбище, может отпевать каждый день по 5-10 покойников и благодаря этому ездить на "Мерседесе", в то время как 99% жителей этого города или района могут ни разу в жизни не раскрыть Евангелие, по-черному пить, делать аборты и "лечиться" у колдунов, при этом называя себя "православными". А когда один храм приходится на 50-70 тысяч человек, а хотя бы на пять тысяч, то подобная ситуация исключена — "исполнением треб" ни один приход уже не проживет. У церкви не будет иного выхода, кроме как перестать держать большинство нашего народа за "захожан" и "куличей". Не "вот сюда можно поставить свечку за десять рублей, и до свидания", а "здравствуйте, по воскресеньям в восемь утра у нас Божественная Литургия, а после нее мы приглашаем вас выпить чаю".

Хватает ли в Москве культовых зданий представителям других конфессии? Например, иудеям — синагог?

"Вопрос трудный: с одной стороны, все московские синагоги вмещают в субботу тех, кто приходит на молитву, с другой стороны, поскольку в шабат запрещено пользоваться транспортом, те, кто живет далеко от действующих синагог, не могут в них прийти. Но в мире есть практика, когда в разных районах города оборудуются небольшие помещения под синагоги с целью сделать их в шаговой доступности для верующих. И вот таких помещений, конечно, не хватает. Что касается больших праздников, то места в синагогах уже сейчас маловато", — рассказал в интервью "Правде.Ру" руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

По мнению Аббаса Аббасова, сопредседателя попечительского комитета Межрелигиозного совета СНГ, "на самом деле рецепт бесконфликтного строительства мечетей в немусульманских городах весьма прост — нужно лишь соблюсти ряд условий".

"Во-первых, поставить в известность о своих планах все заинтересованные стороны, в первую очередь жителей окружающих кварталов. Мечети нужно строить так, чтобы они не создавали проблем окружающим, не занимали территорию парков, детских и спортивных площадок", — заявил он в интервью "Интерфакс-Религия".

Как считает известный исламский деятель, "в Москве, например, это могли бы быть территории бывших промзон, о чем совершенно разумно говорил московский муфтий Махмуд Велитов. Весьма полезно посоветоваться и с православным духовенством, чьи представители в Азербайджане по вопросам строительства своих храмов всегда советуются с мусульманскими лидерами".

"Во-вторых, мечеть должна быть именно местом молитвы, а не памятником амбициям ее строителей. Если мечетей не хватает, то вряд ли стоит тратить все деньги на строительство огромных помпезных зданий. Учитывая, что мусульманам разрешено совершать намаз в любом чистом помещении, под мечети можно приспособить множество уже существующих построек. В-третьих, мечети нужно возводить за деньги именно тех мусульманских общин, которые в них нуждаются. К зарубежной же помощи нужно относиться с большой осторожностью, поскольку известны сотни случаев, когда мечети строились на деньги террористов и экстремистов, становясь рассадниками деструктивной идеологии. Допускать этого ни в коем случае нельзя", — убежден он.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Последние материалы