Кавказ: отделить нельзя оставить

Разработанная Минрегионом программа по развитию Северного Кавказа на 2012-2025 годы стоимостью почти в 4 триллиона рублей опять всколыхнула в обществе "отделенческую" волну, которая грозится раз и навсегда смыть с территории России Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию и, конечно же, Чечню.

Аргументы "за" хорошо известны, упрощенно они звучат так: 1) мы их кормим (огромные дотации из федерального бюджета; 2) они нас взрывают (Кавказ как постоянный источник терроризма); 3) они нас не уважают (тут разброс самый широкий - от этнической преступности до лезгинки на Манежной площади).

В определенных кругах считается: только радикальные меры позволят решить все вышеперечисленные проблемы одним махом и тогда всем остальным, то есть оставшимся, будет великое "щастье". Причем "отделянты" нисколько не заморачиваются практической стороной вопроса по строительству "Великой кавказской стены". У них все просто: подданства лишить, из России переселить, колючей проволокой огородить, обратный въезд запретить.

Лучшего повода для гражданской войны, пожалуй, и не придумать. Или кто-нибудь думает, что процесс размежевания пройдет тихо-мирно? Казалось бы, пример "независимой" (по факту) Чечни 1996-1999 годов должен был раз и навсегда показать, что, даже отделившись, Кавказ никуда от нас не денется, в космос не улетит и сам собою не рассосется. В очень противном случае произойдет следующее:

- К власти на территориях-изгоях придут такие же изгои, смыслом существования которых станет постоянная борьба с ненавистным соседом. Значит, как минимум хронические пограничные конфликты обеспечены;

- Сплошной чередой потянутся бесконечные иски к России о территориальных и имущественных претензиях, при полном одобрении, а то и горячей поддержки западных стран;

- Окончательное решение "русского вопроса" на Северном Кавказе станет буквально не за горами. Возражения, что русскоязычного населения там и так почти не осталось - не верны. Помимо действительно почти моноэтнической Чечни, существуют и Адыгея, где русских большинство (порядка 65 процентов), и русский Моздок в Северной Осетии, и многочисленные казацкие станицы, разбросанные по всему региону. При полномасштабном конфликте, отягощенном насильственными переселениями, русскоязычные жители сгинут первыми.

Сепаратисты из других автономий, вроде Татарстана и Республики Саха, получат пример для подражания. В стране опять начнется формирование пресловутой "пятой колонны", на сей раз способной взорвать Россию изнутри. И новая "заграница" в этом с удовольствием поможет.

Повторяю: мы, конечно, можем попрощаться с Кавказом, но он никуда от нас не уйдет. Желание отсидеться за пресловутой стеной равноценно решению запереться в своей квартире и не выходить на улицу, ибо там хулиганы. Если "кто-то кое-где у нас порой" не хочет соблюдать правила человеческого общежития, надо наказывать конкретных мерзавцев, но никак не делать глобальных обобщений по принципу: меня обидел брюнет, значит, в России должны остаться одни лысые.

Еще более странно называть подобную позицию "патриотической". Патриотизм, кто не в курсе, в переводе с древнегреческого означает "отечество", а толковые словари трактуют  термин еще более широко - "любовь к отечеству".  Доктор Самуэль Джонсон, произнесший в 1775 году свое бессмертное "Патриотизм - последнее прибежище негодяя", подразумевал, что у негодяя еще не все потеряно, если он любит свое отечество.

Похоже, в XXI веке афоризм Джонсона изменился с точностью до наоборот, не зря же его теперь приводят не примером, а контрпримером. Патриотизм в извращенном понимании действительно стал для негодяев прибежищем, ибо под лицемерной маской очень удобно прятать глупость, трусость и предательство.

Глупость - потому что не существует простого, эффективного и безболезненного механизма по отгораживанию от кавказских проблем. Здесь "хотение как лучше" в популистском варианте обернется даже "не как всегда", а гораздо хуже. Неужели последний парад суверенитетов ничему не научил? Сначала мы попрощались с "ненужной" Прибалтикой, потом распрощались с СССР.

Трусость - потому что уход с Кавказа можно сформулировать одним очень кратким, зато показательным лозунгом - "Норы вместо гор".

Предательство - потому что хоть и велика Россия, да отступать дальше некуда.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить