Греки ходят по углям в честь святого Константина

21 мая, когда православные поместные церкви, живущие по новоюлианскому календарю, отмечают день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, в некоторых деревнях на севере Греции крестьяне по древнему обычаю будут ходить по углям.

Праздник отмечается на территории всей Греции, но особенный интерес представляют обряды в районе греческой Македонии и греческой Фракии. Там исполняют обряд анастенариа. Суть в том, что часть жителей деревни входят в религиозный экстаз и могут босиком ходить по раскаленным углям и не обжигаться, сообщает интернет-издание "Татьянин день".

Известно, что в Древней Греции на этой территории был распространен культ Диониса и, скорее всего, обряд хождения по углям восходит к дионисийским мистериям.

Исполнители (они называются анастенаридес) каждый год тщательно готовятся к празднику, перед ним соблюдают пост, читают молитвы святым Константину и Елене. Особенно они почитают святого Константина, а святая Елена как бы присоединяется к нему, но без особого акцента на ее образе.

Группу анастенаридес возглавляет архианастенарис — предводитель. У него есть особая комната в доме или особая постройка во дворе — конаки — в которой хранятся ритуальные предметы: украшенные колокольчиками иконы танцующих Константина и Елены, которые используются во время праздника, музыкальные инструменты — большой барабан, флейта, лира и волынка, а также специальные топор, резец и нож, чтобы заколоть во время праздника быка.

Быка покупают на деньги из общей кассы — всей деревни или анастенаридес. Он должен быть черным, трехлеткой, цельным (некастрированным) и ни одного дня не работать под ярмом. То есть жертву приготавливают специально, как и в дионисийских мистериях.

Сам обряд исполняется не везде одинаково. Например, в деревне Кости в праздник всей деревней во главе с батюшкой идут к святому источнику, который освящен в честь равноапостольного Константина.

Священник освящает воду, но черпать ее разрешается только анастенаридес. Они набирают воду и раздают всем, чтобы люди попили и умылись. Потом возжигают свечи и ладан и режут приготовленное для пира животное — барана или курицу, смотря что могут купить, и начинается совместное пиршество и танцы, в котором анастенаридес не участвуют.

В это время они готовятся к обряду анастенария в отдельном помещении. Анастенаридес танцуют в сопровождении музыкальных инструментов из конаки, либо раскинув руки, либо с иконами в руках, иногда — кружась на месте, иногда — раскачиваясь из стороны в сторону. Темп танца постепенно ускоряется и сопровождается возгласами наподобие "ух!", "ах!". В греческом языке есть глагол "анастеназо" — воздыхать, вздыхать. Отсюда и название обряда и тех, кто его совершает.

Наступает момент, когда они переходят к кульминационной части обряда. Тогда каждый хватает икону, совершает ею крестное знамение — как бы перекрещивает путь — и все анастенаридес выбегают на улицу. Они или пробегают по деревне, или убегают в лес и потом возвращаются обратно. Этот бег, опять же, очень напоминает дионисийские мистерии, которые были за пределы жилого пространства. Но сами анастенаридес утверждают, что их "фотизи о агиос" — "просвещает святой".

 

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить