Интервью с руководителем православной службы помощи бездомным "Помощник и покровитель" И.Кусковым

И.Кусков: Бездомный — Господь в образе нищего

25 марта в храме Космы и Дамиана в Столешниковом переулке пройдет панихида по всем бездомным, замерзшим этой зимой. Такая панихида будет проводится уже в третий раз, инициаторами выступили общественные организации, занимающиеся бездомными людьми. Обо всем об этом, а также о насущных проблемах бездомных и о работе с ними мы поговорили с руководителем православной службу помощи бездомным "Помощник и покровитель" Ильей Кусковым.

— В проведении этой панихиды есть определенная сложность. Я как обычный человек считаю, что важно в этом участвовать, но стоит вопрос о каноничности этой процедуры, а именно, можем ли мы поминать на службе имена тех людей, о которых нам неизвестно точно, были они крещены или нет. Всегда стоит вопрос о каноничности. Поэтому некоторые священники говорят, что лучше такие панихиды не проводить, в том плане, что нужно проводить тогда, когда только знаем точно, были крещены или нет. Но разные священники думают всегда по-разному. Конечно, это начинание положительное, церковь обязана молиться за людей, которые умерли, поминать их. Канонически было бы хорошо получить какое-то общее определение и разрешение на этот счет, но пока этого нет.

— Почему люди до сих пор замерзают на улицах, почему они не обращаются в центры социальной адаптации или в ночлежки, ведь в Москве существуют порядка семи ночлежек? Может быть, они работают не совсем эффективно?

— Ночлежки в Москве есть, но у них существует определенный принцип работы, достаточно неэффективный, на мой взгляд. Во-первых, ночлежки расположены на окраинах Москвы, а это неправильно, так как до них добраться можно только на нескольких видах транспорта, а бездомных, сами знаете, могут высадить из транспорта, и он в ночлежку просто не доедет. Во-вторых, охрана этих учреждений хочет пускает, хочет нет на территорию. Вообще, эти ночлежки были созданы для социальной адаптации бывших москвичей, а если туда поступают немосквичи, то только для того, чтобы в течение 30 дней быть отправленными на свою родину.

И получается, что когда человек поступает к ним, они не всегда прорабатывают вопрос, связанный с тем, куда человек может вернуться. Получая направление, человек приезжает в регион, а там ничего нет, и ему ничего не остается, как возвращаться обратно. Поэтому получается такой социальный пинг-понг, человека отправили — он вернулся, отправили — вернулся. Если создать эффективные условия, то бездомные не пойдут, а побегут в эти приюты, потому что вообще жить на улице — противоестественно и в любом случае каждый человек пытается вырваться с улицы. Вот поэтому все вместе это и складывается в такую общую картину, что в самый лютый мороз места в ночлежках пустуют. Если бы эти места были доступны, если бы центры социальной адаптации работали эффективно, то я просто уверен, что там стояла бы целая очередь.

Читайте также: Отец Алексий Вавилкин: "Нам не хватает дураков"

— А вообще, решима проблема бездомности в современных экономических условиях?

— Бездомные — это отклик людей, проживающих в России на экономическую ситуацию в стране. Естественно, пока эта проблема не будет решена, проблема бездомности останется. Но, мне кажется, при любой экономической ситуации, у нас эта проблема до конца никогда не решится. Даже в СССР существовали бездомные, но их называли бродяжниками, отлавливали и отсылали на поселения. Мне один священник сказал, что все промыслительно и если бы не было бездомных, то как бы мы могли проявлять чувство любви. В Москве 15000 бездомных и 15 000 000 жителей столицы, и если бы каждый в Москве позаботился бы хоть об одном бездомном, то их бы, наверное, просто не осталось бы. И это обучение любви.

— В основном, богатые и не думают помогать бедным, тем более бездомным, у них, видимо, и без того проблем много…

— Трудно богатому войти в царство небесное, как верблюду пройти через игольное ушко. Поэтому если бы все помогали, в том числе и богатые, был бы средний класс, потому что богатые бы разорялись. Были ведь примеры святых, которые, раздав все свое имущество, разорялись, например Филарет Милостивый в Византии.

— Но ведь если просто так помогать, давать деньги, это может развратить бездомных, деньги дают всегда за труд.

— Понятно, что люди приезжают в Москву не просто так потусоваться, а найти работу, и поэтому надо помогать решать им эту проблему оперативно. Человек, который устроился на работу, принесет гораздо больше пользы обществу, хотя бы потому, что он будет платить налоги. У меня всегда возникает вопрос, почему азиаты работают у нас?! Нужно своих трудоустроить, которые валяются на улицах, а потом уже и об азиатах думать. Нужно создавать рабочие места в области ЖКХ, разгрузочно-погрузочной, покрасочной работы. И если человек будет хорошо работать, его труд нужно стимулировать заработной платой, повышать ее.

— Но ведь эту систему должно создавать государство.

— Здесь нужно отталкиваться от опыта зарубежных стран, там все это уже проходили, там как раз выстроено очень эффективное взаимодействие общества и государства. Государство размещает заказы и выдает субсидии общественным организациям. Я был во Франции, в Лионе, и там приюты для бездомных 50 процентов средств на существование получают от государства, 50 процентов — самостоятельно находят средства, и там помощь бездомным оказывается полностью бесплатно. В нашей стране все это тоже возможно, но это власть сама должна поддерживать инициативу общественных организаций, искать умные идеи и помогать реализовывать их. Надо оказывать поддержку общественным организациям, поддерживать и развивать их идеи…

Читайте также: Отец Григорий: путь "успешного сироты"

— Пока до комплексного решения проблем помощи бездомным, далеко: кормят, спасают, одевают бездомных, отправляют домой, но комплексной системы нет…

— Вообще, вся помощь бездомным делится на экстренную и второстепенную. Экстренная связана со здоровьем этих людей, их нужно подлечить, накормить, одеть. Сейчас эта помощь в Москве осуществляется вполне эффективно, и очень много организаций в Москве, которые этим занимаются. Следующий этап помощи заключается в восстановлении документов, устройстве на работу.

И вот эта помощь развивается не очень эффективно, потому что требует времени, ведь человек должен сам измениться, по-другому думать, ведь пищу раздать в принципе легче. И чтобы переломить ситуацию, нужно чтобы человек вышел из этой обстановки, ведь очень сложно поправиться, если ты все время ходишь по улице раздетый. Мы ведь по себе знаем, что ходим-ходим на исповедь, а потом впадаем в те же самые грехи. Что уж говорить о людях, которые живут на улицах. Нужен приют, и в этом приюте люди будут вырваны из привычной среды…

— Илья, а у вас же был проект создания православного приюта при церкви?

- У нас пока нет здания под православный приют, а это самое основное, и мы бы очень быстро решили этот вопрос, если не было бы множества разных условий. Оно должно находиться в отдельном месте, вдали от массовой застройки, от детских садов, но одновременно в доступном месте, чтобы люди могли добраться туда. И вот эти условия приводят к тому, что получить это здание непросто, но стучаться надо. Например, в Тюмени есть такая женщина Паршутникова Галина Тимофеевна, она кормила бездомных и через пять лет добилась здания, в котором сделала приют для бездомных…

— Может быть, в Тюмени это проще сделать, чем в Москве?

— Конечно. В Москве ей бы понадобилось 15 лет, но тем не менее, все равно надочто-тоделать,ипоэтомумыпродолжаемписатьворганизации,стучаться в эти двери и пытаемся организовать православный приют для бездомных. С проектом "Ангар спасения", в котором в холодное время года могли бы ночевать бездомные, точно такая же ситуация. Чтобы его разместить, нужен участок, а его нам власти города пока не дают, отказываются, говоря, что мы устроим там бомжатник.

— А как продвигается вопрос с законопроектом о бездомных?

— К сожалению, законопроект получился очень резким, и в таком виде мы не будем его поддерживать. Видимо, разработчики этого законопроекта подошли к нему с чисто формальной стороны. Для них бездомные — это тунеядцы, которые не хотят работать, и поэтому их всех надо насильно прививать, сажать в тюрьмы или в ЛТП. Был подобный лозунг в Освенциме: труд освобождает. В этом законопроекте предполагается, что если бездомный не встал на учет, его будут вылавливать, прививать и осуждать на полгода тюрьмы или ЛТП. Просто так нельзя поступать с людьми.

Читайте также: Как сенатор Кулагин Христа встречал

Если с обычными гражданами в тюрьмах проделывают такое, что язык не поворачивается сказать, что произошло в ОВД "Дальний" в Казани, то что будет с этими бесправными бездомными?! Им просто будут рвать головы. Здесь можно будет устроить такой полигон опытов над бездомными, что мало никому не покажется, это страшно. К тому же в этом законопроекте предполагается жесткий контроль со стороны власти общественных организаций, занимающихся бездомными.

Чтобы начать кормить бездомных, общественной организации нужно будет встать на учет, получить юридическое лицо, разрешение, согласовать этот участок и потом сдавать отчеты. И это, на мой взгляд, очень опасная ситуация. Вместо того чтобы поддерживать общественные организации, будет больше возможности придушить их начинания. Поэтому, мы законопроект в такой форме поддерживать не будем.

— Как каждый человек помочь бездомному?

— Очень трудно требовать от простого человека помочь бездомному. Обычный человек, даже если он останавливается рядом с бездомным, просто не знает, что с ним делать. Надо правильно оценивать ситуацию. Если человеку действительно плохо, и он может погибнуть, нужно срочно вызвать экстренные службы: социальный патруль, скорую помощь. Если их долго ждать, то нужно купить человеку чай, еды, побыть рядом, доехать вместе со скорой. Одним словом, не проходить мимо, поинтересоваться, выслушать человека, остальное — дело профессионалов.

— Как увидеть в бездомном человеке образ Божий?

— Надо иметь память смертную. Проходя мимо бездомного, надо понимать, что перед нами лежит сам Господь в образе нищего, и Сам Он просит нас о помощи, и вот это понимание помогает нам в самом опустившемся увидеть человека. Конечно, бездомные обманывают и ведут себя часто очень нехорошо. Случаев из нашей практики очень много. Мы раздали бездомным кашу, которую нам пожертвовала одна компания, а бездомные, вместо того, чтобы эту кашу съесть, все продали, и нас перед организацией подставили. Покупатели, увидев, что кашу, которую они покупают для детей, продают бездомные, были шокированы, и в результате компания потеряла часть клиентов.

Но в любом случае, надо помнить, что в каждом из них Господь. Были такие случаи из жизни православных: старец увидел на дороге израненного человека, но не оставил его, а тащил на себе, пока не увидел, что он исчез, а это был ангел, который принял вид израненного бездомного. Может быть, этот бездомный, который лежит на вашем пути, — это тоже ангел. Это как раз проверка нашей любви, нашего отношения друг к другу. Так что проходить мимо, конечно, не надо, надо помнить, что Господь Сам лежит там, и надо остановиться и помочь…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юлия Богородская
Юлия Богородская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *