Канонизация – традиция или потребность?

Отношение к религии у каждого человека свое. И отношение к церковным канонам у всех разное. Так, процесс канонизации вызывал и вызывает много споров среди экспертов и простых людей, которые и церковь-то посещают раз в год. Нужны ли современному обществу, представители которого заняты одним только вопросом: "Как заработать?", новые святые? Что дает канонизация человеку XXI века?В мире прибавилось святых

Папа Римский Бенедикт XVI 21 октября совершил первый в этом году (заметим, и единственный) обряд канонизации. Он провозгласил святыми католической церкви семь блаженных — двух монахинь, двух священников и трех мирян. Святыми стали итальянский священник Джованни Пиамарта, основавший монашеские конгрегации; французский священник Жак Бертье, который принял мученическую смерть в XIX веке, монахини Марианна Коуп из США и Кармен Сальес-и-Барангерас из Испании, миряне Катери Текаквита из Индии, Анна Шеффер из Германии, а также Педро Калунгсод с Филиппин. Состоявшаяся канонизация стала десятой за время понтификата Бенедикта XVI.

Как стать святым?

Канонизация — это причисление усопшего подвижника к святым. Как отдельная процедура канонизация святых оформилась относительно недавно, причем не во всех церквях.

Читайте также: Димитрий Донской: между славой и клеветой

Современная процедура канонизации, скажем, в православии довольно бюрократична. Епархиальная комиссия первой рассматривает все материалы на прославление. Если было вынесено положительное решение, документы попадают в синодальную комиссию на рассмотрение. В случае одобрения эта комиссия передает их в Синод. Именно день решения Св. Синода вносится в святцы в качестве дня прославления святого. Лишь после этого святому составляется служба и пишется икона. В вопросах канонизации частенько возникают различные слухи, домыслы и сомнительные публикации, которые, конечно, не могут служить серьезным аргументом для рассмотрения конкретного случая. По поводу критериев прославления было издано немало постановлений, в которых был учтен опыт канонизации предыдущих поколений, а также выработаны четкие критерии современной канонизации. Во все времена основными условиями прославления святых было проявление подлинной святости праведника.

Свидетельством подобной святости могли быть:

— вера Церкви в святость подвижников как людей, которые угодили Богу и служили ему;

— мученическая смерть за Христа либо истязание за его веру;

— высокое церковное святительское служение;- чудотворения, совершаемые святым по молитвам либо от его останков-мощей;

— серьезные заслуги перед народом Божиим и Церковью;

— добродетельная, святая и праведная жизнь;

— нередко свидетельством святости праведника было огромное почитание его народом, порой еще при жизни.

Именно эти качества могут сделать человека святым.

Споры о канонизации в России

За последнее десятилетие Церковь в России канонизировала в десятки раз больше святых, нежели за три предыдущих столетия. Некоторые из этих канонизаций вызвали явное недоумение и бурные споры среди верующих. Например, царская семья, митр. Иосиф Петровых, Матрона Московская. С чем это связано, с нашим непростым временем или с политическими тенденциями?

Читайте также: Православное примирение на весах истории

Церковнослужители заявляют, что споры вокруг канонизации определенного святого — это вполне естественное явление. Главное, чтобы споры не приводили к вражде и расколам. В древней Церкви не было такой процедуры прославления, как сегодня. Почитание носило более харизматический, стихийный характер. Так канонизировали практически всех древних христианских мучеников, но споры и тогда были — кого считать мучеником или исповедником, а кого нет.

Церковь вполне может принять неверное решение относительно канонизации какого-то святого. При канонизации святых могут случаться определенные ошибки. В католической церкви существует даже процедура деканонизации.

Царскую семью церковь прославила как страстотерпцев: основанием для данной канонизации стала безвинная смерть, которую с христианским смирением принял Николай II, а совсем не его политическая деятельность, которая была очень противоречива.Однако и это осторожное решение не устроило многих. Одни не хотели этой канонизации вовсе, а другие же требовали канонизации государя как великомученика, "умученного ритуально от жидов".

Одним из основных требований для причисления конкретного умершего к лику святых является народное почитание его как подвижника. Но наша страна в XX веке пережила много разных событий, что требует безусловной корректировки данного правила. Важно не народное почитание, а именно церковно-народное. Многие люди относят к святым довольно странных личностей: от колдунов и экстрасенсов до сомнительных государственных деятелей, например, Ивана Грозного. Именно поэтому Синодальная комиссия приняла решение не рассматривать народное почитание в качестве важнейшего критерия.

В наше время вообще многих людей пытаются представить святыми. Некоторые поднимали вопрос о канонизации Сталина, Распутина, Майкла Джексона. Безусловно, эти люди оставили внушительный след в истории, однако нельзя же перегибать палку.

Что дает канонизация современному обществу?

На этот вопрос однозначно ответить невозможно. Церковь говорит одно, а каждый человек имеет свое мнение по этому поводу. Начнем с мнения Церкви.

Церковнослужители считают, что канонизация нужна не святым. Они и так святы. Канонизация важна нам, членам земной Церкви. Церковь таким образом указывает нам пример хорошей христианской жизни, подтверждая для нас факт святости определенного подвижника. Его путь был правильным, и только такой путь приводит к Царству Небесному!

Канонизируют святых не для того, чтобы прибавить что-то к их небесному статусу, они от Бога уже получили все. Святых канонизируют в качестве примера для других христиан. Специалист по проблемам Ватикана, журналист Алексей Букалов так прокомментировал суть процесса канонизации: это часть воспитательного процесса. В условиях потери идеалов, ухода людей от религии, необходимы примеры, новые иконы, на которые будут молиться. В этом и состоит суть линии, которую проводит нынешний Папа.

Следует отметить еще один факт. Как ни странно, он экономический. После процедуры канонизации происходит массовое написание икон святых. А это деньги, причем довольно большие. Поэтому церкви выгодно с финансовой точки зрения придумывать новых святых.

Читайте также: Новомученики и исповедники наших дней

Многим нашим современным христианам, которые в Церковь пришли из советской действительности, новомученики, действительно, чужды. Мученики, которые жили в условиях колоссальной несвободы, утверждали принципы свободы. Церковь они рассматривали, прежде всего, в качестве союза свободных, объединенных любовью к Богу людей, а не как систему, которая основана на административном иерархическом управлении. Новомученики пропагандировали поднятие над самими собой, преодоление самого себя, умение брать ответственность на себя при разных жизненных обстоятельствах. Подобная духовная отчужденность опыта новомучеников не очень востребована. Такие праведники нужны не всем. Они являются живым вызовом еще советскому менталитету наших людей.

Необходимо признать, что среди наших оцерковленных и околоцерковных современных христиан людей подлинно церковных очень мало. Многие мученики оказываются непонятыми народом. Большинство людей, приходя в церковь, абсолютно не понимают, кому они молятся. Церковная образованность находится на достаточно низком уровне, особенно это касается молодежи. Им все равно, кому молиться и ставить свечки, лишь бы помогло.

В современном обществе больше почитаются те святые, к которым можно обратиться в насущных ситуациях: попросить благосостояния, здоровья, устроения семейной жизни. Новомученики же, как правило, ассоциируются со страданиями, скорбью, от которых все и так устали. Такие святые не вызывают энтузиазма у тех людей, которые желают найти в Церкви успокоение для своих мыслей, совести и души.

Какому святому молиться — дело сугубо индивидуальное. Можно вообще не ходить в церковь и никому не молиться — это тоже дело каждого. Самое главное, жить в гармонии, не нарушать основные заповеди и творить добро! А молиться, в конце концов, можно и самому себе, ведь в каждом из нас есть частичка Бога!

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *