Pussy Riot: Блины или розги?

На этой неделе весь интернет обсуждает скандальную выходку: девушки из феминистской группы Pussy Riot устроили в храме Христа Спасителя кощунственный "перфоманс". Нарядившись в разноцветные шмотки и скрыв лица тряпичными масками, "актрисы" провели прямо перед Царскими вратами храма шутовской "панк-молебен" с плясками и песнями под названием "Богородица, Путина прогони".

Содержание текстов, спетых разодетыми в карнавальные шмотки девицами, можно приводить только с очень большими пробелами. Они и кощунственны, и откровенно грубы, и исполнены самой заурядной ругани в адрес патриарха Кирилла, Владимира Путина, Русской православной церкви. Все это приправлено совершенно непристойным припевом, который окончательно низводит протест феминисток на уровень самой низкой вульгарщины.

Богородица, Дево, Путина прогони,

Путина прогони, Путина прогони!

Богородица, Дево, стань феминисткой,

Стань феминисткой, феминисткой стань! — вот, пожалуй, то немногое, что можно привести, не оскверняя общественный слух. Хотя, впрочем, призыв к Деве Марии стать феминисткой находится, как минимум, на грани фола.

Пляшущие девицы утверждали также, что на протестные митинги оппозиции вместе с ними ходит "приснодева Мария", а также советовали патриарху верить не в Путина (намекая на недавнее замечание Святейшего, что он верит в победу нынешнего премьера на президентских выборах), а в Бога.

Естественно, такая богохульная выходка в Храме Христа Спасителя привлекла самое пристальное внимание всего интернета. И, как водится, "заводилы" общественного мнения разделились на несколько непримиримых лагерей.

Так, например, диакон Андрей Кураев поначалу весьма миролюбиво отреагировал на акцию феминисток. "Какие-то девчонки что-то самочинно спели в Храме Христа Спасителя. Что именно — пока неизвестно. Наверно, что-то хулиганское. Сами девушки написали в "Твиттере", что их выступление было "панк-молебном". Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость… По-отечески. Для вразумления. Ибо учиненное ими, конечно, безобразие, но… законное безобразие. Масляница на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее, в масляничном беспорядке)", — написал он в своем ЖЖ.

Впрочем, когда отец Андрей поближе ознакомился с полным текстом "произведения", он несколько видоизменил свое мнение:

"К вечеру стало известно безобразное содержание песенки, пропетой феминистками в Храме Христа Спасителя. Придти в дом к пожилому и незнакомому человеку, чтобы матерно оскорбить его, — вряд ли есть признак ума или высокой культуры (а кафедральный московский храм — это именно дом Патриарха Московского)".

Но отца Андрея куда больше обеспокоили не дуры-девки, а та реакция, которую выдала возмущенная общественность, именующая себя православной:

"Отчего у христиан вдруг стало хорошим тоном мечтательно ссылаться на мстительность мусульман? Почему даже в этом блоге не один десяток голосов, мечтающих, чтобы христиане сделали с этими феминистками то, что в аналогичной ситуации с ними сделали бы посетители мечети? Мораль ислама вполне ветхозаветна. Неужели христиане хотят вернуться в те времена и отменить Евангелие?

Мне очень ясно — как может и должен реагировать обычный человек при виде такого происшествия в его обычном храме. Но столь же ясно, что христиане не должны мерять себя обычной меркой. Для этого у нас есть Евангелие, которое учит нечеловеческим, сверхчеловеческим реакциям. Отсутствие таких реакций в нас должно беспокоить нас гораздо сильнее, чем та или иная частушка, пропетая нашими недругами.

Христиан я просил бы просмотреть тысячу комментариев хотя бы в этом блоге (в утренней его теме) и выписать рецепты расправы, предложенные благочестивыми православными посетителями. А потом попробуйте этот список вставить в такую вот сценку:

Апостолы подходят к Спасителю и говорят: "Учитель, на том месте, где ты вчера проповедовал, какие-то девицы пропели похабную частушку и оскорбили нас. Мы бы хотели отомстить им вот этим…" — и далее по предложенному вами списку.

Так что моя позиция и моя просьба просты: православные, пожалейте церковь! Если ее не жалеют феминистки, то вы-то могли бы более бережно относиться к ней".

Читайте также: "Убивайте всех — Господь узнает своих"

Но возмущение и жажда мести уже покатились по интернету, подобно снежному кому. Ярым представителем противоположной Кураеву точки зрения стал журналист Михаил Шевченко, в своем блоге опубликовавший разгневанную заметку, куда менее цензурную, надо заметить, чем текст песни Pussy Riot. Из "антипутинского" выступления феминисток Шевченко сделал крайне далеко идущие выводы, даже не столько религиозного, сколько политического толка.

"Это то, что готовят нашей стране после реванша либералов. Растление и разврат, осквернение святынь и дикий прессинг всех, кто хочет жить свободно, с именем Божиим в сердце и в душе.

И недаром эти девки ушли их храма беспрепятственно.

Я всегда подозревал, что развратные либералы с жестокими ментами — друзья-братья. Евсюков, женатый на поп-певичке. На Кавказе наблюдал неоднократно — самое разнузданное развратное поведение, с выжиранием водяры и саунами с проститутками — там, где менты и прочие силовики. И дикая ненависть к верующим, бросающим пить и б**довать, — до пыток, до расстрелов. Это и есть ненависть сатанинско-либерального Запада к миру веры и человеческого достоинства.

Православные полагают, что это где-то там, в "ваххабитских" регионах? Вот и в наши храмы вторгся кошмар — пока только пляшущими на аналое бл**ми. Поверьте, за ними не замедлят и евсюковы, которым с развратом спокойнее править страной, нежели с верой и строгостью. И пусть нам говорят, что они, эти девки "противпутина". Это все слова — мы-то знаем, что они за худшее в путинской эпохе — за развратный, либеральный союз силовиков, олигархов и б**й, зародившийся на крови народа в ельцинское время и окрепший в путинское. Случайно? Нет! Либерализм (не  путать со свободомыслием) — это раковая опухоль страны, которую, по-видимому, придется удалять хирургически…" — написал он в своем ЖЖ, разумеется, полностью прописывая слова, здесь замененные звездочками.

Желающих отомстить девицам за поруганный алтарь оказалось множество. Жажда крови (сжечь, расстрелять, отдать на изнасилование и расправу охранникам храма, вывалять в дегте и перьях и выкинуть на улицу, устроить самосуд, убить лопатой и т. д.) достигла такого накала, что отец Андрей Кураев почти что опустил руки.

"Возмущенные православные не слышат Нагорной проповеди. Требуют кар и наказаний. Если они не слышат Христа, то и мой голос, конечно, будет лишь раздражать. Безнадега", — пишет он в ЖЖ, так и озаглавив пост: "Безнадега.Ру".

За слово о прощении

— Руководитель фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко прислал мне письмо с финалом: "Гореть вместе с этими суками будете, "отец" Андрей! Будьте вы прокляты!!!"

— Диакон Владимир Василик требует лишить меня сана и даже призывает к литургическому бокйоту: "Лично я бы поберегся сослужить с ним и другим бы не посоветовал" (забыв, что за такие самочинные бойкоты каноны предусматривают санкции как раз против "берегущихся" фарисеев).

— Прот. Всеволод Чаплин призывает меня именно в этом покаяться.

— Лидер "Наших" Борис Якеменко полагает, что ветхозаветные кары должны быть актуализированы: "Хотелось бы к месту напомнить д. Кураеву, что понятие "богохульства" никто не отменял и отношение к нему всегда было более чем определенным (см. Лев. 24.15-16)". Цитату стоит раскрыть: "И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти". …Кроме Фейербаха и римской правовой формулы "Deorum injurias diis curae" ("Наказаниеза оскорбление богов вверяется их личной заботе", я помню еще и библейское "Мне отмщение и Аз воздам".

Неожиданно на стороне отца Андрея выступила молодежь из православного пропутинского движения "Георгиевцы". "По совету о. Андрея Кураева молодежь из движения "Георгиевцы!" приглашает девушек из группы Pussy Riot на блины. Щипать, правда, как советует известный миссионер, мы их не будем, а просто хотим серьезно поговорить. Видно, что они девушки идейные, но выпендриваются. Они считают себя храбрыми, и мы надеемся, что они не сбегут трусливо в кусты, и согласятся на спокойный разговор о главном со своими сверстниками. Но в случае, если девушки после этого продолжат свои т. н. "перфомансы" в храмах (а на самом деле, хулиганство, как верно отметил у себя в ЖЖ известный галерист Марат Гельман), то "Георгиевцы!", совместно с другими общественными организациями, приложат усилия для привлечения их к уголовной ответственности, как рекомендуют многие авторитетные священники. За рецидив, так сказать", — такой текст появился в ЖЖ движения. Интересно, откликнутся ли девушки на этот призыв?

Читайте также: На Землю пришел "Век демонов"?

Сошлись в споре упомянутый галерист Марат Гельман и писательница Марина Юденич, которая, как она сама призналась, поначалу пылко воскликнула "на костер их", но потом задумалась.

Первым был Гельман. "Ходит всякая инфа, что кто-то решил девчонок "засадить". Хочу просто предупредить о двух последствиях.

1. Скандал с агитацией Кириллом за одного из кандидатов будет во время суда раздут до вселенских масштабов, так что патриарх будет главным, чья репутация пострадает. Думаю, его оппоненты внутри церкви не преминут этим воспользоваться. Впрочем, это не мое дело.

Второе последствие более важное для художественной среды и общества. Вместо реального обсуждения и критики, все встанут (и я, в том числе) на защиту феминисток. И мы опять не извлечем никаких уроков.

Вспомните, "Осторожно, Религия!" многие, и я, в том числе, считали слабой выставкой, ненужной, но после погрома стало невозможным ее критиковать. И все сообщество стало на сторону куратора. Так что если у вас цель — сплотить всех вокруг п*здореволюционерок, вперед! Сажайте", — написал Гельман.

А вот, что ответила Гельману Марина Юденич:

"Если бы господин Гельман написал что-то вроде: "Я считаю, что девочки не совершили ничего предосудительного, это был некий перформанс, авторы которого не ставили перед собой целью оскорбить ничьи чувства…" и бла-бла-бла, — я бы не стала его цитировать вовсе. Нет, не согласилась бы по существу, но согласна была бы с тем, что каждый имеет право формулировать собственное отношение к происходящему.

Я бы, возможно, задалась вопросом, был ли бы г-н Гельман столь же снисходителен и терпелив к "девочкам", устрой они схожий шабаш — простите, перформанс, — на могиле кого-то из его близких? Или в каком другом месте, которое для г-на Гельмана свято, если, конечно, такие места есть.

Но это была бы лирика, а я обещала говорить по существу. Так вот, по существу г-н Гельман признает, что "девочки" совершили мерзость, потому и не произносит привычных слов про перформанс и непонятые творческие порывы. Но! Не просит нас быть снисходительными. Не призывает власть проявить гуманность и не переводить порицание девочек в область уголовного преследования, хотя всем очевидно, что — как минимум — один состав в действиях "девочек" налицо. Хулиганство. Другие — пока оставим за скобками.

Так вот, ничего подобного в словах г-на Гельмана нет. Что есть? Откровенный и неприкрытый шантаж. Если власть вздумает "засадить" девочек (то есть исполнить свою прямую обязанность по защите общества от противоправных действий), рукопожатная публика раздует скандал, связанный с якобы незаконной агитацией. Это очень интересный тезис. Рукопожатная публика, и в том числе руководитель одного из проектов партии ЕР, член Совета фонда "Сколково", общественный деятель Марат Гельман, убеждена, что имела место незаконная агитация на выборах. Но готова эту тему замолчать, если не тронут "девочек". Если тронут — скандал будет раздут до небес. Проще говоря, я знаю, что было совершено преступление, но буду молчать, если другое преступление останется без ответа.

Второй тезис "вместо реальной критики — все встанут на защиту" не стоит даже комментариев. Если вы не уничтожите террористов, мы их поругаем, если уничтожите, встанем на их защиту. Утрирую, да. Но логическая конструкция ровно та же.

С этим, кстати уж, "с безумством храбрых", которому, как и сто лет назад, поет осанну либеральная общественность, все тоже отнюдь не очевидно. Нет, безумство, вне всякого сомнения, есть. Что до храбрости… Сайт, на котором были называны имена "креативных девочек", сегодня лежит. Страница на FB одной из участниц с сегодняшнего дня не существует.

Нет, я не призываю немедленно начинать охоту на ведьм. Но если человек убежден в том, что делает правое дело, то забиваться под стол и мелко дрожать хвостиком как-то негоже. Не пристало буревестнику "робко прятать тело в утесах".

Про шантаж — как-то даже и говорить неприлично. Впрочем, чего уж. Все у них так".

Имена и фотографии феминисток, плясавших в Храме Христа Спасителя, действительно появились в интернете. Немудрено, за их имена-пароли-явки была назначена нехилая награда — бизнесмен Василий Бойко-Великий пообещал четверть миллиона рублей тому, кто "сдаст" кощунниц.

Читайте также: Суеверия в церкви: во что не надо верить

"НЕ БУДУ ДАВАТЬ ССЫЛКУ, НО В ПРАВОСЛАВНОМ РУНЕТЕ УЖЕ ПОЯВИЛСЯ СПИСОК УЧАСТНИЦ ФЕМИНИСТСКОГО ШОУ С ИХ ДОМАШНИМИ МОСКОВСКИМИ АДРЕСАМИ. ТАК ЧТО ПРЕДЛАГАТЬ БЛИНЫ, БОЮСЬ, УЖЕ ПОЗДНО. МЕЧТАТЕЛИ С ЛОПАТАМИ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ" ПРОЕКТ. ГЕОРГИЕВЦЫ! СМОЖЕТЕ ОБЕСПЕЧИТЬ ОХРАНУ? Причем "ревнители" сами себя загнали в тупик. Если теперь, зная адреса, имена и видя фотки, они не "вразумят" этих девиц, то тогда как раз и сбудется их кошмар — православных начнут считать беззубыми слабаками, способными лишь на интернет-обзывательства. Но если кто-то, хоть один из них, все же решится на акт возмездия — то это будет страшнейший удар по Церкви. Есть и третий вариант: среди моих страхов в этой связи — еще и боязнь продолжения провокации. Представьте, кто-то из бессовестных ненавистников Церкви теперь решит избить этих девушек. Как и сколько нам потом от грязи очищаться придется?" — написал у себя в ЖЖ отец Андрей Кураев.

А действительно что должен думать, чувствовать, испытывать христианин, видя, как безмозглые девицы кощунствуют на амвоне перед Царскими вратами главного храма страны? Гнев? Ярость? Сострадание к заблудшим или невыносимую боль за поруганную святыню? Желание наказать и приструнить или мягкосердечный порыв простить и терпеливо снести поругание? Стремление защитить алтарь — или не уподобляться своим же антиподам-гонителям? Где должна стоять запятая в знаменитом тресловии "казнить нельзя помиловать" в конкретно этом случае? Не может же быть, чтобы христианство позволяло давать абсолютно противоположные ответы на эти вопросы. В чем же истина и с кем Христос?

Для христианина естественно прощать. Но столь же естественно для него болеть сердцем за осквернение святого места. И естественно желание человека покарать тех, кто позволил себе оттоптаться на самом дорогом, самом чистом, самом сокровенном. Ведь однозначно девицы перегнули палку, фактически плюнув в лицо всем православным, для которых амвон перед Царскими вратами — не сцена для "панк-молебна", а место, куда выносят Чашу с Телом и Кровью Христовыми.

Можно ли оскорблять религиозные чувства миллионов людей ради яркой, эффектной выходки, должной "достучаться до сердец"? Можно ли за это наказывать или следует простить и забыть, чтобы не покрывать идиоток-плясуний славой Герострата? Или их, как призывал отец Андрей, и правда надо было приголубить и накормить блинами, чтобы они почувствовали ласку, любовь, оттаяли сердцем и устыдились?

А вы как думаете?

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить