Пути монашества: в правде и преподобии

Сколько существует христианство, столько и монашество. Да, святой апостол Павел не носил параман и клобук и не жил в обители, но, добровольно оставив все блага "правящей" секты фарисеев, служил Богу в целомудрии, послушании и нестяжании. Иноческий, пустыннический образ жизни вел святой пророк, предтеча и креститель Господень Иоанн. По их стопам ко спасению шли иеромонахи и пустынники многих веков…

Ответить на вопрос, что такое монашеский подвиг, наверное, до конца не удавалось никому, кто не несет его достойно сам. Ведь не зря говорится, что монах — тайна Христова. Но весь мир ощутил на себе, как молитва святых угодников, сделавших себя чуждыми страстям и порокам, может помочь даже самому падшему и заблудшему человеку. Монашество поднимало из грязи там, где все остальное было бессильно. В свое время его принимали и маньяк-убийца, и одна известнейшая александрийская блудница — благодаря этому в православных святках есть имена преподобного Моисея Мурина и преподобной Марии Египетской.

Во времена святителя Иоанна Златоуста монашество в приближенном к современному виде еще не было широко распространено в христианском мире, и по этой причине многими, в том числе христианами, не понималось и даже преследовалось. Вспомним хотя бы знаменитое "Слово к верующему отцу", где владыка Иоанн обращается как раз к такому человеку: "Научим теперь и верующего отца, что не должно враждовать против тех, которые привлекают сына его к богоугодному…". Но и тогда происходили чудеса, доказывающие то, что монашеский постриг — настоящее спасение грешных душ.

Один из таких случаев описан в самой, наверное, совершенной книге, когда-либо написанной об иноческом пути — "Лествице" Иоанна Синайского. Тот, на ком общество давным-давно поставило крест, пришел ко святому отцу и попросил принять его на пожизненное покаяние в обитель, в ответ на что игумен сказал, что он прежде должен исповедовать свои грехи публично. И вот что произошло после этого: "Некоторые из братии влекли его и слегка ударяли; руки были у него связаны назади, он был одет в волосяное вретище и голова его была посыпана пеплом, так что от одного этого зрелища все ужаснулись и воскликнули с плачем; ибо никто не знал, что все это значит. Потом, когда он был близь святых дверей, священный оный и человеколюбивый судия воззвал к нему громким голосом: "Остановись, ибо ты недостоин войти сюда". Пораженный исшедшим к нему из алтаря гласом пастыря (ибо, как он после с клятвою уверял нас, ему казалось, что он слышит гром, а не голос человеческий), разбойник пал на землю, трепеща и весь потрясен быв страхом. Когда он, таким образом повергшись на землю, омочил помост слезами, тогда сей чудный врач, который всеми мерами устраивал его спасение и всем подавал образ спасения и действительного смирения, повелел ему объявлять пред всеми, подробно, все сделанные им беззакония: и он с трепетом исповедал один за другим все возмутительные для слуха грехи свои, не только плотские, по естеству и против естества сделанные с людьми и животными, но и чародеяния, и убийства, и другие злодеяния, которые не следует ни слышать, ни придавать писанию. Тотчас после сей исповеди пастырь повелел его постричь и причислить к братии".

Это не вполне в духе современных интеллигентов, считающих себя праведными, "имеющими Бога в душе", которые на подобное требование священника, скорее всего, возмутились бы и поехали из неугодного монастыря к более сговорчивому игумену. Но как раз такие послушные осужденники, как этот бывший убийца, искренней молитвой могли искупить любой грех, даже самый тяжкий.

"Вы скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле, но от земли до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцев — Сам Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания, приняв схиму", — писал монашествующим авва Дорофей. Настоящее монашество — это отречение своей воли под руководством опытного духовника, как Христос говорил Отцу: "…не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). О таком подвижничестве говорит и старец Иосиф Ватопедский: "Настоящий послушник — это образ истинного первообраза, Господа нашего Иисуса Христа, Который был послушен Богу Отцу до смерти и даровал нам торжество Воскресения. "Дана Мне всякая власть" (Мф. 28:18), — открывает нам совершенный Послушник то, на что каждый послушник имеет право и получит в избытке, ибо не в меру дает Бог. Наследие это для нас — освящение и усыновление". Подобное послушание рождало многих великих святых.

Одним из них стал преподобный Никон — игумен Радонежский, чья память празднуется церковью 30 ноября по новому стилю. Этот Божий угодник был учеником и келейником преподобного Сергия Радонежского, "игумена всея Руси", но сподобился стать им далеко не сразу. Когда мальчишка из Юрьева-Польского, услышав о подвигах прп. Сергия, пришел к нему и попросил принять в число братии, Радонежский чудотворец послал его для испытания веры к своему ученику, Афанасию Высоцкому, также впоследствии прославленному в лике святых. Хотя отрок был чист душой и благочестив, ему требовался серьезный искус, чтобы утвердиться в своем выборе. И только после длительного служения братии, явившего искреннюю любовь будущего монаха, тщательного изучения Священного Писания и неотступных просьб о постриге, юноша был принят в монашеский чин, а впоследствии стал и священником, настоятелем монастыря, позже — отшельником. Преподобный Никон Радонежский прославился тем, что именно молитвами и трудами этого подвижника монастырь, основанный его духовником, возродился после нашествия на Русь хана Едигея. Эту весть Господь передал Никону через посланных к нему вместе с преподобным Сергием святителей Алексия и Петра Московских, чем показал Свое благоволение к наставнику радонежских монахов.

"Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя", — такими были последние слова отца Никона, когда он после многотрудной и богоугодной жизни отходил ко Христу. Батюшка разделил свое вечное блаженство в обители преподобных и с любимым духовным отцом, и с теми святыми, которые спаслись через святой ангельский чин от страшных грехов. Ведь у Бога нет лицеприятия — он примет к себе всех, кто только будет служить ему в правде и преподобии.

Читайте также:

Отец Парамон: каждый христианин — монах

Монахи

Россияне одобряют уход в монашество

Монах-бенедиктинец: Православная Россия — образец…

"Сдадим Христа-Спасителя — всего лишимся"

Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Google+...

 
Комментарии
Безработица в России "перекинулась" на молодежь
Польша разрывается между русофобией и русофилией
Зачем, кому и для чего нужна укроцерковь
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России
В приморской школе местные бандиты провели урок "по понятиям"
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Российский космонавт назвал сумму своих командировочных на МКС
Сами не рады: Казахстан нашел способ надавить на Китай
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Почему Елену Бойко отдали на растерзание Украине
Переворот в Венесуэле: сможет ли Мадуро удержать власть
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
Казахстан предложили переименовать "ради исторической справедливости"
В Совете Европы заявили о "катастрофе" в случае выхода России