Крестная слава - праздник "малой церкви"

Каждый род в Сербии имеет собственный "престольный праздник", который называется Крестная слава. Дело в том, что некогда крещение здесь принимали целыми семьями — часто в значимый церковный праздник. До сих пор в день Крестной славы семьи и их друзья собираются за большим столом, чтобы после литургии и причастия вместе преломить Славский колач.

— Какую Славу славишь? — спрашивает меня Саша Михайлович из села Велика Хоча, сербского анклава в крае Косово и Метохия. Вместе с женой Снежаной они занимаются виноделием и сдают комнаты в своем доме приезжим вроде меня.

"Какую Славу славишь?" — для серба это один из тех вопросов, которые сами собой возникают при знакомстве, наряду с "как тебя зовут?" или "где ты живешь?". Ведь люди, славящие одну Славу, вполне вероятно, могут оказаться родственниками.

Крестная Слава — праздник, который можно назвать именинами рода. Во времена, когда Сербия принимала святое крещение, крестились обычно целыми семьями, родами. Крещение, как правило, приурочивали к крупным православным праздникам, дням памяти святых, становившихся тем самым небесными покровителями рода. А память их отныне праздновали как общие именины, "престольный праздник" своей "малой церкви" — Крестную Славу.

Обычные именины — Имендан — отмечают тоже, но он есть не у всех — в Сербской Церкви крестят с любыми именами, в том числе и так называемыми народными — славянскими. Оттого-то так много там имен, берущих начало в седой языческой древности — от откровенно обережных типа Ненада или Страхини до "звериных" вроде Вука (волка) и производных от него Вуканы или Вукашина. Впрочем, сербы верят, что после такого количества войн, 500-летнего турецкого ига и всех катастроф XX века все имена у них святые — на каждое найдется хотя бы по одному безвестному мученику или воину, положившему свою жизнь за Христа.

Канон Крестной Славы существует только в Сербской Православной Церкви и был установлен в XIII веке святым равноапостольным Саввой Сербским. Согласно ему, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение — накануне Славы семья приглашает к себе священника, чтобы он освятил Славскую воду и благословил дом. При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых, кропит дом пучком базилика. Все пьют святую воду, и на ней же потом замешивают тесто для ритуального Славского колача — особого пшеничного хлеба, без которого невозможно представить себе Крестную Славу. В освященной воде варят и зерно для Славского жита — праздничной кутьи из пшеницы с сахаром или медом, орехами и изюмом.

Жито, с которого начинается праздничный обед, символизирует плоды земные, которые человек получает от Бога и которые приносит в жертву в память святого покровителя и своих предков. Славский хлеб символически представляет собой хлеб насущный, а красное вино, которое тоже обязательно присутствует на столе, — Кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Хотя, конечно же, ни колач, ни вино не заменяют собой причастия — по церковной традиции, в день Славы члены семьи должны быть в храме на литургии и причаститься.

После литургии священник освящает колач, окропляет его вином и преломляет вместе с хозяином дома, возглашая: "Христос с нами!" — "И ныне и вовеки!" — отвечает хозяин. Если праздник по каким-то причинам празднуется без священника, колач преломляют хозяин с кумом. Хлеб делится по числу собравшихся. В доме, украшенном венками, зажигают освященную в церкви большую восковую свечу, и она горит весь день, символизируя Свет истины Христовой, просвещающий всех. Праздничная трапеза начинается со Славского жита и обычно включает жаркое — целиком зажаренного ягненка или поросенка — и прочие яства, которые приготовили к этому дню домовитые сербские хозяйки. Если же Слава приходится на постные дни, стол изобилует кушаньями из рыбы и морепродуктов, овощей, всевозможной выпечкой — на Славу не принято скупиться.

На Крестную Славу принято приглашать родственников и друзей семьи, причем если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения — вы будете желанным гостем в этом доме всегда.

Крестная Слава наследуется по мужской линии — девушка, выходя замуж, начинает славить Славу мужа. А сын, отделившись от родительской семьи и заживший своим домом, первую Славу встречает в доме отца, который передает ему четверть своего колача, и тот приносит ее в свой дом, кладя начало Крестной Славе собственной семьи. Поэтому вполне логично, что у многих родственников этот праздник выпадает на один и тот же день — тогда Славу славят в своей семье, а на следующий день ходят друг к другу в гости.

Но не только у родных может совпадать день Славы. Особенно много сербов славят свою Славу в дни наиболее почитаемых и любимых в народе святых — на Михайлов день, весенний праздник Святого Георгия (Джурджевдан), день апостолов Петра и Павла, дни памяти святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, святой Параскевы (Петки)…

В каждом доме, где празднуют Крестную Славу, обязательно присутствует икона с изображением святого покровителя семьи. Начиная какое-либо важное дело, принято попросить перед ней у святого благословения и помощи. Особо нерушимой считается клятва Крестной Славой — преступить ее считается величайшим кощунством. История Крестной Славы тесно связана с историей сербского народа. Это традиция, которая не прерывалась ни в эпоху османского ига, ни во времена других бедствий, включая две мировые войны, ни в период господства коммунистической идеологии.

В последнее время для многих сербов Крестная Слава из христианского обычая в почитание традиции, повод для семейного торжества, застолья и встречи родных и друзей. Однако и раньше, и теперь Церковь не устает напоминать: главное в праздновании Крестной Славы — все-таки не преломление Славского колача, а литургическое общение. Так же как "малая церковь", как называют православную семью, всегда лишь часть Церкви "большой", выстроенной вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми. А наши святые покровители — молитвенники и предстатели за нас перед единым Господом, который и является Творцом и создателем всего сущего, источником всяческого блага и спасения.

Читайте также:

Геноцид сербов в Хорватии продолжается

Республика Сербская: независимость под страхом...

Поможет ли Россия Сербии в конфликте с Хорватией?

Автор Надежда Локтева
Надежда Локтева - журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *