Хор "Иоанн Кукузель-Ангелогласный" возродил духовные песнопения Болгарии

Иоанн Кукузель - отец церковного бельканто

В рамках Дней духовной культуры Болгарии в Москве и Санкт-Петербурге выступил камерный ансамбль "Иоанн Кукузель-Ангелогласный". Святой Иоанн Кукузель — величайший композитор Византии, создатель церковного бельканто и усовершенствованной нотной грамоты. Мужской хор его имени сумел возродить искусство древнего болгарского православного песнопения.

Иоанн Кукузель родился в 1280 году на западной окраине Византийского царства (сегодня это территория Албании). Музыкальное образование он получил в Константинополе. Уже с ранних лет современники восхищались его необычайными певческими способностями. Именно за свой голос он получил еще одно имя — Ангелогласный.

Читайте также: Храм святого Георгия в Лидде: тлен и святость

История, скорее всего, не сохранила бы имени гениального певца. Но Иоанн Кукузель оказался еще и величайшим композитором. Или, как тогда было принято говорить — мелургом-калофонистом. Именно на годы его жизни пришелся расцвет так называемого калофонического пения. Калофония значит "благозвучие" (в отличие от какофонии). Этот стиль считается вершиной греческого певческого искусства. Особенно он был популярен в последние два столетия существования Византийской империи — с XIII по XV века.

Иоанн Кукузель обогатил калофонический стиль, создав пападическое, или пространное пение. За сложные музыкальные формы, предполагающие множество конфигураций и модуляций, более поздние исследователи назвали его церковным бельканто. Исполнитель подобных произведений должен был обладать такими певческими способностями, которым сегодня позавидовали бы многие оперные певцы.

Долгое время калофоническая певческая школа существовала в устной традиции. Потом средневековые композиторы Византийской империи изобрели так называемое невменное письмо. Это своеобразная предтеча нотной грамоты, которая обозначалась над словами и помогла исполнителю определять направление мелодии.

Но оно не указывало точно высоту звука, так что певцу приходилось заучивать все произведение наизусть. Иоанн Кукузель сумел усовершенствовать невменное письмо, чтобы сохранить для потомков не только собственные записи. Он также записал самые яркие произведения своих предшественников, составив из них песенные сборники.

Основную часть жизни этот глубоко одаренный человек провел в Афонском монастыре. А после кончины он был причислен к лику православных святых.

Его искусство вновь оказалось востребованным почти семь веков спустя, когда в 1967 году в Болгарии несколько энтузиастов решили создать мужской хор "Иоанн Кукузель-Ангелогласный". "В социалистической Болгарии отношение к православной религии и церкви было не столь строгим, как в Советском Союзе. К тому же одним из создателей ансамбля был военный в чине генерала. Изначально предполагалось, что хор будет исполнять и военные песни", — рассказывает второй регент хора Георги Минков, пришедший в ансамбль еще в 1976 году.

Но очень скоро военные песни отошли на второй план, а хор стал исполнять православные песнопения — древние болгарские и более современные русские.

Сегодня мало кто знает, но в Болгарии почти до самого конца XIX века не существовало традиции хорового пения. 500 лет владычества Османской империи серьезно осложнили развитие собственных культурных традиций народа. Хоровое искусство появилось в этой стране благодаря выходцам из России — сначала тем офицерам и солдатам, что участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига, а потом русским эмигрантам, приехавшим на Балканы после революции 1917 года.

Сегодня в Болгарии очень богатые хоровые традиции. Но первыми учителями и создателями хоров были именно русские.

Кстати, сам Иоанн Кукузельь писал свои произведения для одного солиста. Но сегодня найти таких певцов невероятно сложно, приходится раскладывать мелодию на несколько голосов.

В 1970–1980-е годы камерный ансамбль "Иоанн Кукузель-Ангелогласный" стал своего рода лицом болгарской культуры и ее визитной карточкой для других стран. Хор объездил всю Европу и только перед папой Римским выступал четыре раза.

Но после демократических перемен в Болгарии уникальный коллектив оказался на грани исчезновения. "В начале 90-х казалось, что началось возрождение православия, люди толпой пошли в церковь, стали выполнять ритуалы. Но все в основном ограничилось свечками за здравие и упокой. А наше искусство и вовсе оказалось невостребованным на волне всеобщей коммерциализации", — вспоминает Георги Минков.

Спасло то, что все, кто поет в хоре, делают это в свободное от основной работы время. Разумеется, судьба почти всех певцов так или иначе связана с православием. Сам Георги Минков закончил Софийскую духовную семинарию и богословский факультет Духовной академии. Сейчас он работает в Национальном церковном музее. Кто-то из его коллег преподает на богословском факультете или служит регентом в Софийском кафедральном соборе.

"Последние 12-15 лет были весьма тяжелыми для ансамбля. Выступлений практически не было, мы собирались только для репетиций. Но буквально год назад началось возрождение", — говорит Георги Минков.

Свою роль в этом сыграла подготовка к проведению Дней духовной культуры в России. Болгарское правительство вспомнило об уникальном и прославленном некогда коллективе и с радостью обнаружило, что он по-прежнему существует.

Читайте также: Прогулка по Стамбулу: русские церкви

Для ансамбля это третий приезд в Россию. Первый состоялся в 1988 году по случаю 1000-летия крещения Руси. Тогда хор 30 дней давал концерты в Москве, Санкт-Петербурге и городах Золотого кольца. Самое яркое воспоминание тех дней для Георги Минкова — плачущие от счастья бабушки в суздальском храме, не верившие, что доживут до того времени, когда исполнение православной музыки вновь будет официально разрешено.

Сам Георги Минков считает, что главное здесь все-таки не музыка, а слово. А музыкальное сопровождение в православной традиции лишь адаптируется к тексту, чтобы усилить и обогатить его звучание.

Похоже, музыкантам удается быть не только исполнителями, но еще и просветителями, а в каком-то смысле и православными миссионерами. Во всяком случае, по словам Георги Минкова, многие его знакомые пришли к вере в том числе и благодаря тому, что когда-то были восхищены тем, как о ней поет камерный ансамбль "Иоанн Кукузель-Ангелогласный".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *