День памяти святого Иштвана - главный праздник Венгрии

Король Иштван - путеводец к Богу

Название этой статьи — не просто лестные слова в адрес святого покровителя и короля Венгрии, память которого (20 августа) считается днем основания венгерского государства и главным государственным праздником страны. Первое имя Иштвана из династии Арпадов, сына первого христианского монарха Венгрии Гейзы и его жены Шарлотты, было тюркского происхождения и звучало как Вайк ("лидер", "герой"). Оно уже говорило о предназначении мальчика, который продолжил дело своего отца в объединении земель, и — самое главное — приведении своего народа ко Христу.

Вайк-Иштван родился около 970-975 годов и уже ­в довольно молодом возрасте прославился как выдающийся полководец — ведь поначалу его политическая миссия состояла в борьбе с мятежниками. Их было достаточно много — Коппонь, правитель Шомоди, трансильванец Дьюла, "черные венгры"… После подавления последнего бунта Иштван І, в крещении именовавшийся Стефаном, принял корону от легата папы Римского Астрика на Рождество Христово. Кроме этого, ему был дарован титул апостола, предоставляющий духовную власть в десяти епархиях, и право свободного распространения веры на этой территории. Это фактически означало автономию, к которой долго и безуспешно стремились соседние государства — Чехия и Польша.

Поскольку до Великой схизмы оставалось еще время, христианизацию Венгрии святой Иштван осуществлял с помощью как греческих, так и латинских священников. Это было важно не только для спасения душ венгерцев, хотя, безусловно, и осуществлялось с такой целью. Но христианизация стала и единственным путем приобщения страны к цивилизованному миру, прогрессивной латинской и восточной, греческой, культуре.

Читайте также: Олаф: вечный король и покровитель Норвегии

Будущий святой покровитель Венгрии был талантливейшим политиком и, что особенно ценно, умел переосмысливать историю с пользой для себя. Централизацию родной страны Иштван І осуществлял, используя опыт империи Каролингов. Он ликвидировал племенное деление государства, вносящее смуты и в религиозную, и в политическую его жизнь. Вместо этого создавались иные территориально-административные округа — королевские комитаты или жупы, возглавляемые ишпанами. Король ценил и демократию в лучшем смысле этого слова — собранный им придворный совет имел совещательные функции.

Отдельно следует отметить успешные финансово-экономические реформы, в частности, упразднение рабовладельчества, бытующего у венгров в ранние периоды их истории (однако представители феодально-закрепощенных классов могли быть освобождены только лично королем); установление фиксированного налога в форме десятины, которому не подлежали духовенство, князья, ишпаны и военачальники; начало чеканки монет. Значительно усовершенствовалось и законодательство: были выпущены две кодификации законов — одна из 35-ти, вторая из 20 статей.

Его путь во многом похож на служение равноапостольной княгини Ольги и просветителя Норвегии Олафа Святого — созидание разрозненных племен в единую могучую державу, сопровождаемое славой и предательством, искушениями и личными потерями. Иштвану І сопутствовал политический успех. До 1028 года он полностью подчинил венгерскому влиянию Карпатский регион, закрепив присоединениеновых территорий договорами с королем Польши Болеславом І Храбрым и киевским князем Ярославом Мудрым. Но были и угрозы его правлению: союзники непокорных феодалов, немецкие рыцари короля Конрада ІІ, поддерживая протестовавших против реформ Инштвана язычников, напали на королевство. Вторжение их было отражено армией, преданной венгерскому монарху.

Господь благословил своего венценосного раба не только славой, богатством и властью. В Свяшенном Писании сказано о еще большей награде: "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева" (Пс. 126:3). Иштвану І суждено было и самому стать Божиим угодником, и дать жизнь другому святому — Эмерику (Имре). Об отпрыске Иштвана от Гизеллы Баварской сведений сохранилось довольно мало. Известно лишь, что отец видел в нем своего преемника, писал многочисленные поучения, в которых излагал различные рекомендации по управлению государством. Но, к сожалению, принц погиб еще при жизни отца, в 31 год. Его могила вплоть до турецкого завоевания была объектом паломничества христиан. По преданию, наследник короля вел аскетический образ жизни и даже дал Господу обет целомудрия в кафедральном соборе Венгрии, поэтому его иконографическим атрибутом стала лилия, символ непорочности.

Читайте также: Княгиня Ольга: от мести к святости

Благочестиво закончила свою жизнь и супруга короля Гизелла, почитаемая в католической церкви как блаженная. Когда в 1038 году богоугодная земная жизнь Иштвана прекратилась, его преемником стал племянник Петр Орсеоло (потому как не только Эмерик, но и двое других детей королевской четы не пережили родителей), который стал преследовать королеву. То же делал и его наследник Самуил Аба. Гизелла вернулась в Баварию и закончила свою жизнь как аббатиса женского монастыря, поминая в монашеских молитвах душу усопшего мужа.

Разные пути выпадают венценосным Божиим угодникам. И разные награды. Но привести всю семью к служению Всевышнему — это редкий дар и признак особой благодати, поэтому любовь и почитание венграми своего короля понятны любой верующей душе.

Воспоминание о нем присутствует не только в храмах, где в день Иштвана обязательно служится праздничная месса, но и в искусстве, и, разумеется, в деле, начатом самим королем — чеканке монет. В 1938 году к 900-летию смерти Иштвана І Святого была выпущена серебрянная монета номиналом 5 пенгё, а в 1983-м впервые прозвучала посвященная святому монарху рок-опера "Король Иштван" венгерского композитора Левенте Сёреньи. Торжества в этот день воистину грандиозные. Праздничное богослужение происходит в будапештском кафедральном соборе в честь тезоименитого святого, где находятся и его мощи. После мессы торжественная процессия проносит руку подвижника по всему городу — и король Иштван как бы посмертно, из вечности, благословляет своих духовных чад, все земное Отечество.

Можно искренне порадоваться за венгров, которых в национальный и религиозный праздник ждут театрализированные гуляния, фейерверки, плетение венком из колосьев и вкушение коровая. Народ, настолько дорожащий памятью о его святых и героях, ждет счастливое будушее.

Дай Бог и нам у них этому поучиться.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *