От средневековых аналогов экстрима пора освободиться - Новости религии

От средневековых аналогов экстрима пора освободиться

Современные люди, желающие испытать острые ощущения, прыгают с парашютом, гоняют на мотоцикле или болеют на футбольных матчах. А что делали в Средневековье, желая вызвать выброс адреналина в кровь? Протодиакон Андрей Кураев считает, что многие дошедшие до наших дней религиозные обряды с уклоном в экстрим служили аналогами тяжелых рок-концертов.

По мнению известного православного миссионера, профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, массовые купания в проруби в крещенские дни — это "народно-церковное развлечение". "Ну и хорошо. Не всегда же надо быть строгим. Это своего рода средневековый православный тяжелый рок-концерт на языке народной культуры", — отметил отец Андрей в своем интернет-дневнике.

У темпераментных греков сохранилось больше, чем в России, народных обычаев, которые можно отнести к "религиозному экстриму". Так, в день памяти святого равноапостольного императора Константина, которого в Греции очень почитают, жители некоторых деревень впадают в экстаз, который позволяет им ходить по раскаленным углям и не обжигаться. Танцуя на углях, они держат в руках икону святого Константина. Особенно распространен этот обычай в Македонии и Фракии. Специалисты по фольклору считают, что история этого обычая восходит еще к дионисийским мистериям, которые с приходом христианства были наполнены новыми смыслами.

Читайте также: Греки ходят по углям в честь святого Константина

В праздник Богоявления у греков принято устраивать соревнования пловцов и ныряльщиков: в море бросают крест, и тот, кто найдет его первым, получает награду. В Стамбуле, бывшем Константинополе, Вселенский патриарх в этот день традиционно бросает крест в воды бухты Золотой Рог. В этом году крест в заливе Золотой Рог искали 14 смельчаков, в том числе одна женщина. Победителем стал Димитрис Кузунис из города Салоники.

Самое известное из экстремальных религиозных мероприятий католиков — это добровольное распятие верующих на Филиппинах в Страстную пятницу, когда Церковь вспоминает крестные страдания Христа. Впервые велел себя распять на кресте исполняющий роль Иисуса во время процессии в Страстную пятницу в 1962 году Артемио Аноза. С тех пор каждый год десятки филиппинцев добровольно позволяют прибить себя гвоздями к деревянным крестам, а сотни верующих подвергают себя самобичеванию.

Ватикан многократно выступал с осуждением чрезмерного "натурализма" в филиппинских формах народного католического благочестия, но этот обычай так прижился на Филиппинах, что его невозможно уничтожить никакими запретами. Пожалуй, единственное достижение критиков этого жестокого обряда — то, что десяти- или пятнадцатисантиметровые гвозди, которыми кисти рук и стопы распинаемых прибивают к кресту, теперь предварительно дезинфицируют спиртом, чтобы не занести инфекцию. Никакое обезболивание при этом не применяется, распятые проводят на крестах несколько минут, а затем их снимают.

Власти города Сан-Фернандо провинции Пампанга, куда ежегодно приезжают тысячи туристов, чтобы посмотреть на распятие живых людей, решили отныне скрывать это зрелище от посторонних глаз.

"Сегодня это аттракцион для туристов", — заявляют священники. По их мнению, распятие Христа и Его смерть на кресте нужно переживать духовно, а не телесно, тем более что во время Великого поста Католическая церковь предоставляет верующим достаточно способов для умерщвления плоти и духовного очищения.

Хотя традиция эта на Филиппинах относительно новая, ее приверженцы, безусловно, являются наследниками средневековых католических монашеских орденов, которые практиковали самобичевание.

Мусульмане-шииты ежегодно участвуют в ритуале массового кровавого самоистязания (Ат-Татбир), который приурочен к годовщине гибели (Ашура) имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, и сороковому дню его смерти. В эти дни шииты устраивают скорбные шествия. Их участники бьют себя кулаками в грудь и наносят себе удары цепями с лезвиями и другими режущими предметами.

Самобичевание олицетворяет раскаяние верующих, служит своего рода искуплением вины за неспособность уберечь имама от смерти. В больницы Ирана в эти дни попадают сотни человек, страдающих сильным кровотечением.

В 680 году жители Куфы предали имама Хусейна, который вместе с малочисленной группой сподвижников был жестоко убит в битве при Кербеле.

Сейчас шииты готовятся отметить сороковой день гибели имама Хусейна. Ожидается, что в Кербеле, где захоронен имам Хусейн, за эти дни, по традиции, побывают миллионы верующих.

Духовные лидеры Азербайджана призывают мусульман-шиитов в этот день воздержаться от актов самоистязания, а вместо этого поучаствовать в сборе крови в качестве доноров. 

У индусов более 500 лет продолжается странный обычай сбрасывать младенцев с самой высокой крыши храма в индийском городе Солапур. Считается, что ребенок вырастет после совершения обряда здоровым и сильным.

В этом ритуале принимают участие как индуисты, так и мусульмане. Удивительно, что за все пять сотен лет существования этого обряда ни один ребенок не пострадал. Башня, с которой сбрасывают детей, высотой около 15 метров, а малышей ловят с помощью натянутого покрывала.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *