Как Церковь смотрит на жанр фильмов ужасов

Хичкок, фильмы ужасов и страх Божий

Известный кинорежиссер Альфред Хичкок вовсе не порывал с Католической церковью, в чем уверены многие наши современники. Об этом заявил священник-иезуит, знавший мастера лично и общавшийся с ним на закате его жизни. Если оторваться от личных религиозных убеждений основателя жанра фильмов ужасов — как подобное творчество соотносится с христианством?

Имя Альфреда Хичкока, родившегося в самом конце XIX века в Англии, ныне стало нарицательным для описания жанра ужасов. Его отношения с Церковью нельзя назвать однозначными. С одной стороны, образование он получил в католическом колледже в Лондоне. С другой, по распространенной версии, незадолго до смерти отказался от исповеди и последнего причастия.

Читайте также: Сценарии Апокалипсиса от Библии и лжепророков

Впрочем, версия его отречения от веры не выдерживала критики с самого начала: ну не принято отпевать отступников по католическому обряду в католическом же храме. Да, потом тело Хичкока было кремировано, а прах, согласно завещанию, развеян над океаном — но на полноценную апостасию это все равно не тянет. Такой способ погребения и осуждается большинством священников и богословов, но прямых канонических запретов на него все равно нет.

А теперь вот священник-иезуит Томас Хеннингер, тесно общавшийся с режиссером в его последние годы жизни, заявил, что все перипетии вокруг отказа от исповеди — чистейшей воды розыгрыш, характерный для известного мастера кино. На языке аскетики подобное поведение именуется "юродством Христа ради" — а на деле это означает нарочитое делание каких-то спорных с точки зрения морали действий для того, чтобы во имя смирения получать от людей не похвалу, а осуждение.

Впрочем, точный ответ на вопрос об отношении Хичкока к религии вот уже больше 30 лет известен лишь Богу. И если мастер сохранил искреннюю веру и надежду на Его милосердие — этому можно только порадоваться.

А для живущих гораздо более интересен вопрос другой — насколько жанр кино, в котором работал покойный мэтр ужасов, совместим с христианством? Если впасть в малоуместный ригоризм, вспоминая отношение Церкви к любому актерству в первые века ее существования — то вопроса вообще не существует. "Богопротивное лицедейство", независимо от модификации — что тут еще уточнять? Однако сейчас, когда богословы разобрались, что кино, как и любое другое искусство, может применяться и на добро, и во зло, а фестивали православного кино ежегодно проводятся под эгидой РПЦ, ответ на этот вопрос стал намного сложнее.

Итак, как же можно относиться к жанру, который принес Хичкоку наибольшую известность — фильмам ужасов? Современные киноведы и зрители порой снисходительно похлопывают мастера по плечу: Дескать, его "ужастики" кажутся детскими колыбельными по сравнению с современной голливудской продукцией.

И то правда, люди привыкают ко всему, будь то хоррор или наркотики, и для получения эффекта им надо увеличивать дозу, что героина, что страха. Однако еще полвека назад ленты знаменитого режиссера оказывали просто потрясающий эффект. Например, когда на Каннском фестивале в 1963 году был показан фильм "Птицы" о том, как взбесившиеся пернатые нападают на людей, на сцену вышел сам Хичкок, на плечах которого сидело несколько ворон.

В зале раздались истерические вопли, у многих дам сдали нервы — и они бросили в панике бежать из кинотеатра. Напрасно мастер успокаивал публику, говоря, что птицы у него совершенно ручные — после увиденного ужаса в это никто не верил.

Часто рассказывают, как во время кинопоказа одной из лент режиссера потеряли сознание от страха несколько десятков зрителей. А в другой раз лишился чувств даже привыкший ко всему кинокритик, специализировавшийся на фильмах ужасов.

Собственно, в некотором смысле упреки современных ценителей крови и мертвечины в адрес Хичкока оправданы. Его фильмам далеко до современных голливудских монстров что с адской, что с земной "пропиской". Режиссер специализировался на триллерах — напряженных психологических детективах, и на саспенсе — то есть на умении нагнетать напряжение рядовыми приемами.

Читайте также: Гигиена против церкви: таинства и безопасность

Что ж, для такого нужно настоящее мастерство — гораздо большее, чем просто сварганить на суперкомпьютере очередного "восставшего из ада". Как знать, может быть именно на такой почве появился афоризм, вышедший за рамки кино: "Лучше ужасный конец — чемужасбезконца".

Так что преуменьшать заслуги Хичкока в жанре "фильмов ужасов", право, не стоит. Но стоит ли за это его хвалить с точки зрения христианства? На первый взгляд, может показаться, что нагнетание страха может служить целям и обращения, и пребывания в вере. Даже циничные просветители-атеисты Франции XVIII века говаривали: "Отнимите у христиан страх ада — и христианство исчезнет"

На самом деле, страх ада, хотя и широко эксплуатируется во многих псевдо-равославных брошюрках как чуть ли не единственное побудительное средство к вере во Христа — это признак "рабов", тех христиан, которые верят лишь из-за страха наказания. Уже "наемники" делают тоже самое из-за надежды на райские блага, а вот "сыны" — просто из любви к Богу. И лишь последние "пребывают в Доме Отца вечно" — как гласит об этом Евангелие от Иоанна.

Но даже и страх страху рознь. Собственно, страх Божий — это не боязнь попасть в геенну огненную, но опасение огорчить грехом своего Небесного Отца. Или, того больше, осознавать, что "все грехи прощены — но вспомни, какой ценой?!" — мучительной Крестной Смертью Спасителя.

Так что верующие действительно могут бояться — но только в этом смысле. С определенной натяжкой — одного лишь Бога. Зато на остальное (при соответствующей силе веры, конечно) они могут не обращать ни малейшего внимания. "На аспида и василиска наступиши — и попереши льва и змия", — обещает любящим Господа знаменитый 90-й псалом. О преодолении мистических ужасов говорится в 22-м псалме: "Если я пойду и долиной тени смертной — не убоюсь зла, яко Ты со мною еси".

Читайте также: Киприан и Иустина - защита от колдовства

Весьма разительный контраст с мистическими "ужастиками" даже на околорелигиозную тему, вроде фантазий об Апокалипсисе, где в борьбе со Злом главную роль играет что угодно (магические кинжалы, амулеты, тайные книги) — но только не вера и молитва ко Творцу. "Простота" последних — и одновременно их невообразимая сложность (это ж, действительно, надо верить и свою жизнь изменять) Голливуд обычно не интересует. Куда ведь увлекательнее обычный боевик с оккультным антуражем. Как, например, сериал "От заката до рассвета", повествующий о героической борьбе с вампирами, ведущейся с переменным успехом для обоих сторон.

Даже на случай телесной смерти (увы, "мир во зле лежит" — и не всегда человечку удается избежать его законов, да это и не всегда и нужно) Священное Писание содержит немало оптимистических мест. "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф.10:28) "живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни" (Рим. 14:8)

А липкий, парализующий страх "ужастиков" лучше всего описывают другие слова из Евангелия, которые становятся все более актуальными в свете подготовки "всего прогрессивного человечества" к "апокалипсису 21 декабря".

"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение;… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк.21:25-26)

Так что страх, пропагандируемый современным хоррором, далек от страха Божьего, как альфа от омеги. Что, правда, не означает неминуемой "вечной гибели" творцов этого жанра. Как писал ап. Павел: "каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:15).

Читайте также: Гражданский брак: почему христианство против?

Впрочем, даже в фильмах ужасов порой можно встретить вполне здравые эпизоды. Например, в одном "вампирском" фильме персонаж убегает от клыкастого чудовища, находит крест и пытается устрашить им противника. Но тот преспокойно вынимает распятие из дрожащих рук и иронично говорит: "Крест против вампиров — хорошее оружие. Но к нему еще и вера нужна"

К этому остается добавить, что если вера (любовью действуемая) действительно есть — то Господь по ней даст все необходимое для человека. Без всяких полумагических или технологических выкрутасов, проповедуемых в кинопродукции фильмов ужасов.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить