День памяти апостола Ирландии

Чем почтить память святого Патрика

Вопрос о том, что делать в День святого Патрика, у тех, кто его отмечает, обычно уже решен — конечно, пить. Обсуждаются только варианты — пить где и пить что. Вопрос же не менее важный — пить с кем и о чем — отходит на второй план, а напрасно. История жизни виновника торжества и его наследие заслуживают детального рассмотрения в хорошей компании.

Святому Патрику в России повезло все же больше, чем Дню святого Валентина или Хэллоуину — хотя день памяти небесного покровителя Ирландии и приносит хорошую выручку владельцам пабов, он все-таки не превращается в чисто коммерческий культ. Аудитория Дня святого Патрика разнится по своему составу от "валентиновцев" и "хеллоуиновцев" — если первые два "импортных" праздника отмечают преимущественно подростки, не отличающиеся широким кругозором и высокими интеллектуальными запросами, то ирландского святителя больше почитает думающая молодежь.

В этот день многие религиозные ресурсы считают хорошим тоном сообщить о том, что святой Патрик Ирландский не любил пиво, не варил пива и не призывал употреблять этот алкогольный напиток своих последователей. Конечно, упиваться до измененного состояния сознания ни Католическая, ни Православная церковь не благословляли никогда. Но на вопрос о том, допустимо ли в этот день усилить свою радость кружкой-другой "Гиннесса" или "Килкенни", ответила в своем стихе другая чтимая ирландская святая, жившая двумя поколениями позже Патрика — преподобная Бригитта. "Не возливайте пиво языческим богам, иль пейте его сами, или несите нам!" — пела она. Кроме того, житие святой Бригитты повествует, что по молитвам этой удивительной монахини в пиво превращалась вода.

Святого Патрика Ирландского, который жил задолго до разделения Церкви на западную и восточную (по разным историческим данным, в конце IV — середине V века) почитают и католики, и православные. Различаются только даты его памяти из-за разницы между григорианским и юлианским календарем — в православных святцах день памяти святителя Патрикия Ирландского приходится на 30 марта по новому стилю. Русская православная церковь также чтит память этого святого в день, когда празднуется Собор Британских и Ирландских святых — в третье воскресенье после Пятидесятницы. Так что еще один день Святого Патрика на канонической территории Московского Патриархата можно отметить летом.

Святой Патрик происходил из богатой знатной семьи, которая жила на вилле Кальпурния в Римской Британии. Родителями ему было дано имя Магон. Предки юноши были христианами уже в нескольких поколениях — известно, что его дед был священником. Однако сам будущий апостол Ирландии не отличался религиозностью до тех пор, пока их дом однажды не постигло несчастье.

Приплывшие из соседней Ирландии пираты напали на виллу, разграбили все имение и опустошили землю, а 16-тилетнего Магона увели в плен. Юноша был продан в рабство и получил от нового хозяина прозвище "Патриций", которое иронически указывало на его благородное происхождение — ведь пираты рассказали, что пленник был захвачен в очень богатом доме.

В ирландском плену Патрикий изменился: его прежде формальная вера в Бога сделалась живой и искренней, он начал подолгу и горячо молиться. На седьмом году рабства Патрикий решился на побег — ночью ему удалось незаметно ускользнуть от хозяина и попасть на корабль, который вез на продажу в Галлию ирландских волкодавов. Грозные псы не тронули юношу — напротив, за время путешествия он обзавелся четвероногими друзьями.

Прожив некоторое время в Галлии, Патрик услышал повеление Божие — вернуться в ту страну, откуда он чудесным образом был спасен, и проповедовать Евангелие ее жителям-язычникам. Это решение далось Патрику струдом — он помнил обо всех тех горестях и унижениях, которые ему пришлось вынести в плену. Но святой подчинился Божией воле и вернулся на "изумрудный остров".

Местные вожди и друиды не очень-то были рады появлению на острове христианского миссионера. Как повествует житие святого Патрика, некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху и Патрик стали друзьями, и житель Ирландии даже подарил Патрику свой большой амбар, где стали проходить первые христианские богослужения.

Первая встреча Патрика с королем Ирландии Лойгайре тоже прошла в атмосфере, далекой от толерантности. По случаю праздника Бельтайн все вожди Ирландии были собраны в королевском доме в Таре. По обычаю в ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры, а первый огонь Бельтайна по закону мог быть зажжен только в королевском доме.

Именно в эту ночь святой Патрик решил отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажег пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказал немедленно убить наглеца, посмевшего возжечь огонь раньше короля, и погасить его костер. Однако друиды предсказали Лойгайре, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого короля. Патрика привели к Лойгайре, и он немедленно выступил перед королем с проповедью Евангелия, а также провел духовное соревнование со жрецами, в котором явил множество чудес. Потерпев поражение, жрецы отступили, а Лойгайре велел запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам. Но Патрик поблагодарил короля и удалился из дворца, не приняв подарка.

По преданию, святой Патрик проповедовал на острове еще 50 лет, и за это время Ирландия преобразилась — из страны разбойников и пиратов она превратилась в "остров святых". В VIII веке список ирландских святых содержал уже 350 имен — главным образом, епископов и монахов. А вот ни один мученик за это время в ирландских святцах не появился — христианизация страны проходила практически бескровно.

Главной заслугой святого Патрика считают прекрасную организацию в Ирландии приходской и монашеской церковной жизни. Хотя он не был книжным, ученым человеком, о чем свидетельствует плохая латынь, на которой была написана его знаменитая "Исповедь", присущие святому Патрику энергия, горячая вера и дар убеждения творили чудеса. Впрочем, отсутствие хорошего образования не помешало ему внести в ирландскую образовательную систему неоценимый вклад. Он прекрасно понимал, что обращенные им в христианство люди должны знать больше, чем он сам может дать. Потому святой Патрик основал в Арме первую в Ирландии христианскую школу, родоначальницу целой цепи школ, прославивших позднее эту страну по всей Европе. Через два века сюда начали съезжаться сотнями ученики из Европы.

Из подобных примеров жития становится ясно, о чем молиться святому Патрику — конечно же, об устроении новых храмов в спальных районах российских мегаполисов, которые сегодня напоминают духовную пустыню. В этих районах востребованы церкви именно такого типа, как строил святой Патрик, — небольшие, простые в конструкции и не требующие особых затрат. Если уж святому удалось переубедить жестоких языческих королей и их подданных-разбойников, то неужели по его молитвам не устроятся современные бюрократические дела, связанные с возведением новой церкви? А пока ее нет, планы церковного строительства можно обсудить с собратьями по несчастью за кружкой доброго пива. А с компанией за соседним столиком устроить богословский диспут.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить