Очерк истории инфернальной иконографии

Европейские гримасы князя тьмы

Во время реставрационных работ в базилике святого Франциска Ассизского на фреске работы Джотто ди Бондоне показался профиль дьявола. Специалисты считают, что великий художник таким образом отомстил одному из своих недоброжелателей. Для верующего сознания сатана — враг рода человеческого. Художники не смели "поминать нечистого всуе" вплоть до VI века.

До сих пор неизвестно ни одного изображения князя тьмы, датированного веками апостолов или первых Отцов Церкви. Первые иконы Христа и Богородицы датируются I-II веками от Рождества Христова. Враг рода человеческого вплоть до VI века в живописи был персоной нон грата.

Американский историк и теолог Джеффри Бартон Рассел считает, что "до сих пор отсутствие изображений дьявола вплоть до VI века не получило объяснения"("Люцифер.Дьявол в Средние века"); Французский искусствовед Эмиль Маль не видит здесь загадки, усматривая причину равнодушия к персоне дьявола в эстетических основах раннехристианского искусства: по его словам, "великое христианское искусство первых веков сияет ясностью и миром. Все — свет, нигде нет предчувствия грядущих сумрачных времен" ("Религиозное искусство XIII века во Франции").

Читайте также: По кровавым следам пентаграммы

Когда появилось на свет первое изображение князя тьмы, до сих пор неизвестно. Существует версия, что оно представлено на мозаике в Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (около 520 года от Рождества Христова), где показан Христос, отделяющий агнцев от козлищ. Слева от Христа сидит темноволосый ангел, который простер руку над козлищами. Это и есть падший ангел. Он одет в сине-фиолетовые тона — цвет нижнего воздуха, куда он был свергнут. Кроме руки, простертой над козлищами, и вполне понятной символики цвета, сатану ничего не выдает.

Слуг ада стали изображать тоже сравнительно поздно. К ранним и редким изображениям демонов относятся миниатюра в сирийском Евангелии Рабулы (VI век), на которой Христос изгоняет демонов из одержимого.

В IX веке изображения дьявола становятся обычным явлением в христианской иконографии. Во многих средневековых манускриптах того времени лицо или вся фигура дьявола изуродованы или замараны самими средневековыми читателями. Многие исследователи трактуют это как нежелание лицезреть князя тьмы. Другие полагают, что читатели таким образом хотели скрыть свой интерес к запрещенному персонажу и к инфернальной тематике в целом.

Иконографические типы сатаны времен раннего средневековья существенно разнились. Историк Освальд Эрих делит их на "византийский эйдолон" (греч.ειδωλον - видение, призрак, подобие, образ) и так называемый "каролингско-оттоновский" тип (VIII-XI века). Первый тип восходит к маленьким крылатым фигуркам греческих гемм или погребальных ваз, символизирующим душу, парящую над мертвым телом. Cредневековый эйдолон-демон — это маленькая черная (изредка красная) и, как правило, крылатая фигурка.

Читайте также: Таро предсказали свою собственную судьбу

Каролингско-оттоновский дьявол человекообразен. Его волосы — в виде языков пламени (влияние античного типа медузы Горгоны). Мохнатый живот напоминает об античных сатирах. Торчащие волосы, по словам Эриха, "производят впечатление короны или петушиного гребня". Искусствовед пишет, что они "шевелятся, как языки пламени, или извиваются, как змеи" .

Человекообразный демон мог иметь облик старика в тунике, с коротким хвостом, гладкими и мускулистыми ногами. Иногда его изображали, наоборот, крупным и темнокожим. Высокий, почти гигантский сатана негроидного типа был полностью обнажен. У него были когти, хвост и очень длинные волосы.

В староанглийских манускриптах XI века человекообразный сатана уже становится "бестиальным", то есть, похожим на адское отродье. У гигантского чернокожего князя тьмы круглые, белые глаза, ослиные уши, короткий хвост, когти и короткие рожки. Кстати, рога становятся популярным атрибутом европейской дьявольской иконографии лишь с XI века.

Падающие в бездну ада ангелы — классический средневековый "эйдолон", маленькие человечки с крохотными крыльями и хвостами. Один лишь Люцифер гордо сохраняет человеческие формы. К слову, на инфернальность этого персонажа намекают только горящие глаза и хвост.

В XI веке в дьявольской иконографии человеческиечертыначинаютуступать место животным.Происходит идейная переориентация на античный тип "низшего бога": сатира, фавна, получеловека — полузверя. Хвост, рога, лохматая грива, когти, рога и копыта в народном сознании становятся непременными атрибутами сатаны и его слуг. Иногда вместо копыт дьяволу и аггелам его пририсовывали лапы мифической хищной птицы. Тип черта — эйдолона еще сохраняется, но приобретает все более гротесковый характер.

В XIII веке в Европе были популярны изображения сатаны в виде змея с человеческим лицом (змей-искуситель).В это же время весьма часты изображения дьявола в виде волка или обезьяны (намек на"обезьяну Бога"). С течением времени зооморфоность князя тьмы приобретает все более причудливые формы. На гравюре Дюрера "Рыцарь, смерть и дьявол" (1513) у сатаны свиное рыло, ослиные уши и пара винтообразных рогов.

Кроме них, посреди сатанинского лба растет еще один рог. Этот рог заставляет вспомнить слова Псалтири :"Спаси меня от пасти льва и рогов единорогов" (Пс.21:22). На Бриксенском алтаре Михаэля Пахера в Аугсбурге (1490) у сатаны — рога оленя. Они напоминают о кельтcком рогатом боге Цернунне, ставшем в Средние века одним из символов антихриста.

Читайте также: Тайные богослужения: свой своему не брат

В XIII веке появляются изображения дьявола-щеголя. В скульптурной группе Базельского собора "Искуситель и дева", датированной 1240 годом, у отца лжи — вид великосветского франта того времени. По спине этого франта ползают жабы и змеи. Сзади — хвост, который потом превращается в огненный язык и скрывается в пасти у Левиафана, прячущегося между ног князя тьмы. Несколько веков спустя, в XVI веке, неизвестный каталонский мастер одел владыку бесов в модные тогда красные штаны до колен с раструбами. Раструбы стилизованы под собачьи пасти. Фигура сатаны под цвет штанов — ярко-красная.

Часто сатану изображали крылатым. В эпоху раннего Средневековья его крылья были, как у птиц, с перьями. Позже, в эпоху Реннесанса, у "Люциферова крыла" появляются вместо перьев жала или стрелы. Так сатана выглядит в ренессансных изображениях битвы архангела Михаила с драконом. У этого сатаны — голова голодного льва, пожирающего души.

Очень редко сатане "дарили" голову хищной птицы. А на портале собора в Бамберге птичьи крылья перекочевали на ноги, как у античного бога Гермеса-Меркурия. Покровитель купцов и посланник Олимпа считался у греков и римлян также первейшим хитрецом и первостатейным вором. На миниатюре из английской Библии XIV века дьявол изображен в виде вора, который тащит за спиной суму. В суме — души обманутых грешников.

У дьявола Высокого Средневековья и Возрождения нередко несколько лиц, в том числе на животе. Первообразом этой "многоликости" послужили иллюстрации Утрехтской псалтири (IX век). У сатаны, изображенного в виде древнегреческого гиганта, одно лицо посреди туловища и еще одно — между ягодиц. По словам историка Освальда Эриха, это наглядно демонстрирует, что "низменные влечения у дьявола в большой чести и ведут вполне самостоятельную жизнь".

Ближе к эпохе Реннесанса кривляющиеся рожи селятся у сатаны на локтях, плечах, бедрах. Кроме "многоликости", князю тьмы "дарят" хоботообразный нос, рога на коленях или на икрах. У сатаны эпохи Возрождения — плотоядный рот развратника. Иногда этот рот удачно дополняют отвисшие женские груди — еще один символ распутства. Для эпохи Реннесанса характерно изображение сатаны в виде безобразной обнаженной блудницы. Очень часто вместо волос у этой блудницы — ядовитые змеи. Так изобразили дьявола первые протестанты на памятной медали в честь выхода в свет памфлета Лютера о папстве. О "сердечности" отношений бывшего виттенбергского монаха и римской курии говорить излишне.

Некоторые изображения князя тьмы имеют нумерологический смысл. Сатана с семью головами или десятью рогами заставляет вспомнить Откровение Иоанна Богослова: "И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем" (Откр.12:13). Трехголовый царь демонов, похожий на греческую богиню Гекату — пародия на Святую Троицу. Чего же ждать от "обезьяны Бога" как не кривляний и гримас? Художники, богословы от искусства, об этом знали.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *