Сказочник ХХ века и творец вторичного мира

3 января 1892 родился один из величайших писателей ХХ века — Джон Рональд Руэл Толкин. Многие считают его также выдающимся христианским апологетом современности. Сам же Профессор, как называют его поклонники, был истовым католиком. Себя как писателя он считал со-творцом реальности. Одним из ключевых понятий в мире Толкина стала надежда — эстель.

Джон Толкин родился в Южной Африке, но в три года, после смерти отца, вместе с матерью вернулся в Англию. Его мать была убежденной католичкой, и хотя она умерла, когда Джону было 12 лет, будущий писатель, оказавшись в англиканском окружении, был воспитан в католической вере. После смерти матери его опекуном стал отец Френсис Морган, настоятель бирмингемской католической церкви. Опекун разглядел склонность мальчика к языкам и повлиял на выбор им филологического образования в Оксфордском университете.

Когда Толкин начал встречаться со своей будущей женой, протестанткой Эдит, опекун, из опасения, что эти отношения повредят учебе юноши, запретил Джону встречаться с девушкой до его совершеннолетия — на три года. После этой вынужденной разлуки Джон нашел свою возлюбленную, обратил ее в католичество и женился. Затем Толкину предстояла служба в британской армии на фронтах Первой Мировой, битва на Сомме, тяжелое заболевание сыпным тифом и продолжение научной карьеры. В 32 года он становится прфессором англо-саксонского языка и литературы в Оксфорде, где продолжит работу почти до самой смерти в 1973 году. Вместе со своим другом Клайвом Льюисом (автором "Хроник Нарнии") Толкин основал кружок писателей-фантастов "Инклинги", на заседаниях которого в оксфордском пабе "Орел и Дитя" они обсуждали свои произведения.

В 1939 — 1954 годах Толкин пишет главное произведение своей жизни — роман "Властелин Колец". Вместе с повестью "Хоббит" и неизданными при жизни "Сильмариллионом" и многочисленными черновиками, "Властелин Колец" описывает мир Средиземья, по словам Толкина, альтернативное прошлое Земли, где наряду с людьми существуют другие разумные расы, а духовные силы зримо участвуют в человеческой истории. Несмотря на антураж древнегерманских и кельтских мифов, метафизика мира Средиземья христианская. Толкин не любил прямых аналогий, поэтому во "Властелине Колец" религиозные вопросы, казалось бы, вынесены за скобки. Но из "Сильмариллиона" и прилегающего к нему корпуса текстов мы знаем, что мир, в котором происходит действие, сотворен Единым Творцом — Эру, находящимся вне мира и являющимся единственным источником Негасимого Пламени.

Мир искажен благодаря вмешательству в музыкальную тему, заданную Эру, Мелькора, сильнейшего из Его первых творений — Айнур, то есть ангелов. История Средиземья — это борьба верных Детей Эру, эльфов и людей, с Искажением, которое может быть явлено в виде Мелькора и его слуг, но чаще подтачивает верных изнутри, приводя их к нравственному и физическому падению. Первая Эпоха Средиземья — это время безнадежной войны эльфов, из гордости отказавшихся от помощи Валар, благих посланцев Творца, против воплотившегося Мелькора. Несмотря на героизм гибнущих один за другим вождей эльфов и примкнувших к ним людей, Мелькор — аналог Сатаны — не может быть побежден оружием. Но когда Мелькор уже торжествует, посланец от эльфов и людей, Эарендил, достигает ангелов-Валар, и те повергают своего восставшего собрата и изгоняют его за пределы мира.

Вторая эпоха — это история Нуменора, великой империи людей, потомков героев последней битвы с Мелькором. Нуменорцам была дана долгая жизнь, власть над природой, благословенная земля, но они возгордились, отказались от почитания Творца, стали притеснять другие народы. В конце концов, по наущению Саурона, ученика Мелькора, они возжаждали бессмертия и пошли войной на землю Валар. После прямого вмешательства Творца Нуменор был поглощенволнамиокеана,илишьнемногиеверные спаслись.

В Третью Эпоху люди и эльфы противостоят Саурону, желающему поработить Средиземье военной силой и требующему поклонения себе как богу. Эта история завершается описанным во "Властелине Колец" походом Фродо к Роковой Горе. Как и в Первую Эпоху, зло невозможно победить мечом и огнем. Можно лишь отказаться от его соблазнов, исполнить до конца свой долг и положиться на безнадежную надежду.

Понятие надежды — одно из ключевых в мире Профессора. Есть надежда-амдир, имеющая под собой некие основания, и есть надежда-эстель, не имеющая никаких оснований. По сути, эстель — это упование на милость Творца. В одном из примыкающих к "Сильмариллиону" черновиков Толкина, "Беседе Финрода и Андрет", говорится о "великой надежде" людей Первой Эпохи — о том, что когда-нибудь сам Единый Творец войдет в созданный им мир и исправит Искажение.

Мир Средиземья внешне не похож на нашу Землю, но в то же время, там действуют те же законы и этические принципы, что и здесь. Толкин подчеркивал, что это именно наш мир, а не "другая планета" или "другое измерение": "я создал воображаемое время, однако в том, что касается места, твердо стоял на родной матушке-земле" (Письмо 211). Возможно, именно эта "укорененность" Средиземья, его глубокая проработанность, сделала мир Профессора столь популярным. Со времени издания "Властелина Колец" прошло уже больше полувека, со времени смерти писателя — более тридцати лет, но до сих пор появляются новые переводы, литературоведы находят новые смыслы и трактовки, режиссеры снимают экранизации, писатели пишут продолжения и полемические произведения. Вторичный мир зажил своей жизнью.

Не этого ли желал Толкин, написав в своем эссе "О волшебных сказках": "Каждый писатель, создающий вторичный мир, желает в какой-то мере быть настоящим творцом… Мир его фантазий, возможно, действительно помогает украшению и многократному обогащению реального мироздания"?

Кроме средиземского цикла Профессор написал несколько небольших рассказов, из которых особенное значение имеет "Лист работы Ниггля". Художник Ниггль после смерти попадает в некое место, где видит дерево, которое он рисовал на главной картине своей жизни. Но оно выглядело "не так, как он когда-то рисовал, а скорее так, как он себе это представлял". А за деревом оказался "лес на заднем плане", но тоже настоящий, в который можно войти, а за ним горы, которые художник даже не представлял себе — возможно, они из какой-то другой картины. В этой притче Толкин, возможно, показывает свое отношение к "творению вторичного мира", в том числе своему собственному творчеству. Мастер меняет реальность, и таким образом, человек становится подобен истинному Творцу. И может быть, Бог когда-то и где-то воплотит созданное человеком.

Особняком в творчестве Толкина стоят "Письма Рождественского Деда" — сборник детских рассказов. Эти письма Профессор писал каждый год своим детям от имени Father Christmas, традиционного английского аналога нашего Деда Мороза (образ Санта-Клауса вытеснил его совсем недавно). Первое письмо в 1920 году получил трехлетний старший сын Толкина, тоже Джон, а последнее, в 1943 — двенадцатилетняя младшая, четвертая дочка Присцилла. В "Письмах" Дед рассказывает детям забавные и поучительные истории о жизни на северном полюсе, где помимо него обитают Полярный Медведь с семейством медвежат, снеговики, а также помощники Деда — эльфы и их враги — гоблины. Оксфордский профессор, придумавший целый мир, был еще и любящим отцом четырех детей, которым он с ранних лет хотел показать, как сказка переходит в реальность.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Михаил Гуманов
Михаил Гуманов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить