Русский — значит православный?

28 июля в России впервые отметят День крещения Руси как официальную памятную дату. Тысячу с лишним лет назад принятие христианства сплотило разрозненные племена в одну нацию. Сегодня принадлежность к православию многие продолжают воспринимать как неотъемлемую или даже главную составляющую русской идентичности. Но действительно ли это так?

Оглянитесь вокруг: если бы в далеком X веке князь Владимир сделал иной выбор, что бы изменилось здесь и сегодня? Уж точно бы в вашем паспорте не значилось "Василий Дмитриевич" или "Анастасия Алексеевна" — имена-то все греческие, православные. Попробуйте представить себе русский пейзаж или улицу русского города без каменного храма-доминанты, русское кладбище без крестов, русский дом без икон… Даже огурцы, которые мы в засоленном виде почитаем национальной закуской — и те пришли вслед за крещением Руси из Византии и получили название от греческого "то ангури" — "неспелый".

Но все это — лишь милые сердцу детали национального колорита. А вот представить себе на наших землях иную государственность, которая возникла бы в том случае, не будь Русь крещена, куда сложнее и страшнее — это уже тема для романа по альтернативной истории, скорее всего, очень антиутопического. Здесь просто жили бы другие народы, разделенные другими границами.

Именно поэтому многие современные люди воспринимают личное церковное крещение как акт получения права на наследство. Как и весь русский народ, я тоже вышел из крещальной купели, следовательно, это мои храмы Покрова-на-Нерли и Покрова-на-Рву, моя азбука-кириллица, мои "Троица" преподобного Андрея Рублева и фрески Феофана Грека. Это мои родные и близкие — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, блаженные Ксения Петербургская и почти современница, но, безусловно, принадлежащая Святой Руси Матрона Московская.

Удивительно, что даже в советское время на страницах журнала "Коммунист" (!) крещение Руси оценивали как событие, способствующее прогрессу. "Продуманная и энергичная политика Владимира ввела Русь в систему европейских христианских государств. Ее международное положение укрепилось. Русь становилась "ведома и слышима… всеми концы земли", — писал в своей статье в 1987 году академик Б. В. Раушенбах.

"Огнем и мечом" — это был либеральный штамп, возникший уже позже и часто используемый теми, кто не любит Россию, ее государственность и особенно идею Третьего Рима и преемства Византии в принципе. Правда, был один случай, когда князь Владимир все же применил насилие — взяв Корсунь, он силой вынудил византийцев окрестить себя и свою дружину. А вот бунт в Новгороде, на усмирение которого Владимир послал своего дядю Добрыню, был вызван совсем иными причинами, нежели "навязывание чуждой веры" — новгородцы подняли мятеж против феодальных реформ, которыми сопровождалось создание сильного единого государства. Христиан и церквей в Новгороде в то время было уже немало, их вера не была там в диковинку.

Желая обратить свой народ в христианство, князьВладимир как человек своего времени и в прошлом жестокий язычник действовал удивительно мягко. Киевлянам он сказал, что тот, кто не придет на берег Днепра креститься, не друг ему. Всего лишь ссылка на личный авторитет. Для сравнения, европейские христианские правители того же или чуть более раннего времени, тех подданных, кто не желал принять одну с ними веру, просто без лишних разговоров убивали.

В Евангелие князь Владимир поверил всерьез. Иначе что бы могло заставить человека по натуре буйного, сластолюбивого, в прошлом даже гонителя и убийцу христиан заставить полностью изменить образ жизни, прощать врагов, распустить гарем и творить милостыню?

Скорее всего, как раз искренностью и нелицемерностью его личного покаяния и вызвано то безграничное доверие, с которым за князем Владимиром и его дружиной в крещенскую купель последовали простые люди. Далеко не каждому правителю народ посвящает песни и былины, в которых его называют "Красным Солнышком". Летопись придворные могут переписать по приказу, но из песни-то слова не выкинешь.

И по сей день основная черта, с которой русские люди принимают крещение — это доверие. "Так поступали все наши предки, они были люди мудрые, значит, и мы так будем", — вот основной мотив. Другой вопрос, хорошо это или плохо. Лет двадцать назад, в конце восьмидесятых-начале девяностых, во вновь открывшихся православных храмах в субботу или воскресенье можно было видеть толпу пришедших креститься человек в сто, от грудных младенцев до стариков с клюками. Было тесно, стоял шум, священник не успевал ничего сказать, а его в такой атмосфере все равно не могли услышать. Так люди и уходили крещеными, но ничего не узнавшими о вере, и второй раз из них в храме видели очень немногих.

Сегодня по всем епархиям Московского Патриархата разослана инструкция, согласно которой крещению должно предшествовать оглашение, то есть обучение основам веры. Конечно, не везде на местах ее будут исполнять сразу и безоговорочно, но тенденция налицо. Люди должны понимать, во что они крестятся и крестят своих детей, и это справедливо.

Новый праздник, День крещения Руси — это повод задуматься о смыслах православной культуры, к которой мы принадлежим по рождению. О своем имени, фамилии, крестике на шее, единстве России, Украины и Белоруссии, колокольном звоне, долетающем в окно, бутылке с крещенской водой в буфете и иконе на автомобильной панели.

В начале XX века большевики, изучавшие в гимназиях Закон Божий, а то и богословие в семинарии, прекрасно понимали окружающие их православные смыслы, и потому, придя к власти, пытались все снести и все переименовать. Это было вполне логичным поведением — ведь невозможно же, не рискуя заполучить шизофрению, быть марксистом-ленинцем, носить имя, данное по святцам, "семинарскую" фамилию и жить на какой-нибудь Воскресенской улице.

Сегодня миллионы людей живут перекрестках идеологий и смыслов, например, на углу Урицкого и Соборной. И даже не задумываются, какая куда ведет.

Эту и другие статьи рубрики "Религия" вы можете обсудить в группе на Facebook

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить