Православные поклоняются Кресту Господню

Крест — напоминание о Пасхе

В третье воскресенье Великого поста, которое в этом году приходится на 27 марта, православные христиане всего мира поклоняются Животворящему Кресту Господню. Считается, что соприкосновение с этой святыней дает новые силы верующим, уже уставшим от поста. В этот день Крест торжественно выносят для поклонения в центр каждого православного храма.

Христиане поклонялись Кресту с первых лет существования Церкви. В третье воскресение Великого поста подлинный Крест Господень, найденный императрицей Еленой в Иерусалиме — величайшую святыню христианства — начали выносить в храм для поклонения верующих в Константинополе. Это произошло в то время, когда в Византии практически перестали крестить взрослых людей. Срок оглашения перед крещением сократился с прежних восьми недель перед Пасхой до четырех. В этот день готовящиеся ко крещению дети приходили в храм и прикладывались к Животворящему Кресту. Следом за детьми к святыне прикладывались и взрослые, уже крещеные люди.

Крест Господень был безвозвратно утрачен во время разграбления Константинополя крестоносцами, но в разных странах сохранились отдельные его частицы. В храмах, где они хранятся, эти святыни обычно выносят для поклонения именно в этот день. О смысле Крестопоклонной недели "Правде.Ру" рассказали известные православные священники.

Протоиерей Владимир Савельев, председатель Издательского отдела Украинской православной церкви, доцент Киевской духовной академии:

— Третья неделя Великого Поста именуется Крестопоклонной. На воскресном богослужении после великого славословия в центр храма выносится Животворящий Крест Господень и будет находиться там до пятницы четвертой седмицы Четыредесятницы, до 1 апреля. В эти дни поклонение Кресту совершает при троекратном пении: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Церковь напоминает верующим, что продолжительный путь Великого Поста завершается Пасхой, празднованием Воскресения Христова. Говеющие христиане прошли только половину препятствия к великому торжеству, и напоминание о страдании и крестной смерти Спасителя Церковь одобряет, утешает, воодушевляет и укрепляет постящихся в продолжение своего подвига. Крест Господень сравнивается Церковью с древом жизни.

Фото: AP

По слову преподобного Иоанна Дамаскина, поклоняясь образу честнаго и животворящего Креста, мы почитаем не вещество — да не будет — но образ как символ Христа. Крест Христов есть начало и конец нашего спасения: для Креста мы рождаемся, Крестом мы живем и с Крестом мы умираем. Кроме того, каждый из нас по жизни несет свой личный крест. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит нам: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной". "Какова же глубина и величие Креста Христова?" — спрашивает один епископ и отвечает: "Это великая тайна, которую нам не дано постигнуть и о которой мы можем благоговейно гадать. Если Крест высотой свой доходит до небес, то глубиной своей он нисходит до ада, до глубочайшего грешника в глубочайшем омуте, куда бы он не попал, так как Христос сошел во ад и находящимся в темнице духам проповедовал.

Протоиерей Максим Первозванский, духовник молодежной организации "Молодая Русь", главный редактор православного молодежного журнала "Наследник":

— Крестопоклонная неделя совершает Церковью ровно в середине поста, потому что она напоминает, какова вообще цель поста. Пост — это путь, путь ко встрече Пасхи, светлого Христова воскресения, которое предваряет воспоминание о смерти и страданиях Иисуса Христа. И в середине поста в центр храма выносится крест, в храме всю неделю кресту поклоняются верующие. Это нужно, что укрепить их. Три недели поста уже прошло, одно из важных значений поста — то, что он длинный. Броситься один раз на амбразуру не так сложно, как на амбразуру ползти полжизни. Пост предполагает длительные усилия, и где-то через три недели соблюдающий пост может увидеть, что время прошло, и как-то, с одной стороны, уже и устал, и расслабился, и требуется какое-то укрепление и поддержка. И Крест как символ того, к чему мы стремимся, реально помогает.

Действительно, поскольку пост длинный, и мы за это время забываем, в чем смысл и цель поста, нам об этом регулярно напоминают. Вообще, каждое воскресенье Великого поста имеет какой-то смысл, какое-то название, какое-то воспоминание. Крестопоклонная неделя здесь, безусловно, выделяется, в особенности тем, что Крест выносится. Но это всего лишь один из этапов, один из шагов, одна из ступеней в опыте восхождения к Пасхе.

Начинается подготовка к Пасхе даже за пять недель до начала Великого поста, когда каждое воскресенье какое-то особенное, имеет свое название, свое евангельское чтение, свою символику. Встреча Пасхи — это не так, когда приходим в храм накануне вечером и вспоминаем: "Ой, а завтра же Пасха! Давайте сходим в церковь". Церковь напоминает нам о том, что будет Пасха, за пять недель до начала Великого поста. А сам пост длится семь недель. То есть, за двенадцать недель до Пасхи мы уже начинаем к ней готовиться.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить