Туристы поедут в Россию за духовностью

В Московском Патриархате планируют заняться развитием в России религиозного туризма. Древние храмы, иконы и фрески не были скрыты от глаз иностранцев даже в советское атеистическое время. Быть может, сегодня гости России смогут не только увидеть творения Андрея Рублева, Максима Грека или Дионисия, но и познакомиться с живой православной традицией?

В 60-е годы прошлого века на Западе было модным отправляться на поиски духовного пути в Индию и Тибет, беседовать там с гуру, становиться вегетарианцем и медитировать. Сегодня в Европе и США все чаще читают восточных отцов Церкви и вспоминают о Византии, но, увы, этой страны, то есть Империи Ромеев, вот уже более пятисот лет нет на карте. Самым известным из сохранившихся до наших дней оплотов не прерывавшейся ни при каких обстоятельствах православной византийской традиции является Святая Гора Афон. Там по сей день течет византийское время — новый день начинается с заходом солнца, и этот час считается полуночью.

Быть православным и иметь афонского духовника в определенных кругах на Западе сегодня престижно. Подворья святогорских монастырей открываются во Франции, Великобритании, Австралии и других странах. Афон посещают знаменитости и политики, например, принц Уэльский Чарльз. У Святой Горы, которая является настоящей сокровищницей, в которой на протяжении веков были собраны и сохранены чудотворные иконы, мощи святых и уникальный духовный опыт, есть лишь один недостаток — на территорию Афона закрыт вход женщинам.

Тем не менее, паломницы из разных стран посещают различные монастыри Греции, которые находятся за пределами запретной для прекрасного пола Святой Горы, но окормляются афонскими духовниками. Крупнейший женский монастырь Греции, Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, духовной жизнью сестер которого руководит святогорец архимандрит Эмилиан (Вафидис), ежедневно посещают десятки иностранных гостей и греческих богомольцев. Автостоянка перед обителью даже в будние дни полна машин с номерами разных стран Европы, это при том, что постоянная просьба сестер обители к паломникам — "No advertisement, please!" У монастыря нет интернет-сайта, его насельницы ради подвига удаления от мира не пользуются электронной почтой, но "народная тропа" в обитель не зарастает.

Несмотря на то, что монастырь является "исихастирием" — местом строгого уединения — монахини встречают каждого паломника как самого дорогого и долгожданного гостя. Вот в архондарик — дворик в тени деревьев, где гостей ожидает угощение и беседа — поднимается пара молодых немцев. Первым делом сестры интересуются их именами. Затем следуют восторги: "Томас и Моника! К нам приехали Томас и Моника!" По интонации можно подумать, как будто обитель в очередной раз посетили старые друзья, но на самом деле это далеко не так — Томаса с Моникой сестры видят впервые. Для каждого паломника варят на песке в джезве чашечку настоящего греческого кофе, перед этим поинтересовавшись, предпочитает он напиток с сахаром или без, крепкий или не очень. К чашечке кофе прилагается традиционный лукум, стакан ледяной воды и беседа о смысле жизни.

Монахини на хорошем английском отвечают на вопросы паломников о Боге и вере. Они отлично справляются и с ролью модераторов в дискуссии с несколькими участниками, помогают паломникам из разных стран познакомиться между собой. Рыжеволосый малыш, которому участвовать в разговоре взрослых пока что мешает языковой барьер, в это время рисует портрет монахини разноцветными карандашами и дарит ей. Примечательно, что в портрете черноволосой и черноглазой сестры, одетой с головы до ног в черное, ребенок не прорисовывает черным карандашом ни одной детали, хотя этот цвет имеется в его наборе. Монахиня на рисунке сияет всеми цветами радуги, как рождественская елка, и принимает свой портрет с благодарной улыбкой. Перед тем, как попрощаться с сестрами и покинуть обитель, немцы задают вопрос: "Мы можем найти таких же сестер как вы в Германии?"

Когда-то не меньше Святой Горы своими старцами славилась отечественная Оптина Пустынь. В поисках ответа на мировоззренческие и житейские вопросы туда приезжали и передовые представители интеллигенции, и простые крестьяне. Сегодня возрожденная легендарная обитель вызывает интерес не только у жителей России, но и за ее пределами — духовником Оптиной и в наши дни является почитаемый в народе старец, схиархимандрит Илий (Ноздрин), у которого исповедуется патриарх Кирилл. Правда, в последние годы застать отца Илия в Оптиной, и тем более, получить у него духовный совет удается не всем, потому что отец Илий находится уже в преклонном возрасте, а число паломников все растет. Но те, кому особенно нужна сильная молитва старца, иногда встречаются с ним не иначе как чудом.

Дивеево с его Серафимовой обителью и святыми источниками тоже привлекает паломников со всех концов света. Монастырь здесь женский, священников мало, паломников тысячи даже в будни, поэтому здесь трудно даже кратко исповедаться, не говоря уж о том, чтобы получить от священника духовный совет. Зато здесь человек соприкасается с благодатью места — в Дивеево реально ощущается присутствие основателя монастыря, преподобного Серафима Саровского. Считается, что сам батюшка Серафим может положить ответ на сердце, если просить его искренне. Знаменитая Канавка — удивительное место для молитвы. Православные верят, это место ежедневно посещает Пресвятая Богородица и благословляет тех, кто обращается к Ней с верой. В Дивеево любят приезжать православные греки, болгары, почитают это место и любящие Матерь Божию католики.

Чего не хватает в наши дни храмам и монастырям России, чтобы стать всемирно известными центрами паломничества, "русскими Афонами"? Отнюдь не гостиничной или ресторанной инфраструктуры — возле каждого большого монастыря сейчас имеются отели на любой вкус и кошелек, работают кафе и столовые, услужливые торговцы предлагают пирожки и сувениры. Возможно, не хватает пока осознания себя столицей православного мира, Третьим Римом, а не периферией. Это только в провинции при виде католика, протестанта или буддиста мелко крестятся, а то и выгоняют его из церкви шваброй с мокрой тряпкой. В столице же его называют по имени и приглашают к диалогу за чашечкой кофе. Или, учитывая особенности нашего колорита, за самоваром?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить