История Свято-Успенской Саровской пустыни

Саровская пустынь: от древности до наших дней

Свято-Успенскую Саровскую пустынь связывают прежде всего с именем преподобного Серафима Саровского. Однако обитель эта возникла задолго до него, на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Нижегородская область). Впрочем, сначала была это никакая не обитель, а поселение отшельников, избравших это место для уединения в молитвах…

Первым насельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий. Он пришел на "старое городище" (как его тогда называли) в 1664 году и устроил себе здесь келью. Через несколько лет к нему присоединился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Вскоре Феодосий вернулся в Пензу, а Герасим некоторое время жил на "старом городище" один, но потом тоже возвратился в свою обитель. Около 1683 года сюда приходили иеромонах Савватий и монах Филарет из Санаксарского монастыря, но прожили в отшельничестве недолго…

Наконец, тут поселились иеромонах Исаакий из Введенского монастыря вместе с иноком Филаретом из Санаксарского монастыря. Вскоре к ним присоединились другие насельники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об устройстве в городе Сарове иноческой обители.

В 1705 году владелец "старого городища" князь Кугушев передал в дар отцу Исаакию участок земли, расположенный между реками Сатисом и Саровкой. Там и должна была располагаться будущая обитель. 28 апреля 1706 года в этом месте был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник", а 16 июня совершилось его освящение.

Из настоятелей нового монастыря особо почитаем был отец Ефрем, которому по несправедливому обвинению в государственной измене пришлось провести 16 лет в ссылке в Оренбургской крепости. Во время голода 1775 года отец Ефрем отдал распоряжение отворить монастырские житницы, чтобы оказать помощь нуждающемуся местному населению…

Читайте также: Илья Муромец — святой богатырь

При преемнике отца Ефрема, отце Пахомии, в обитель прибыл Прохор Мошнин, которого впоследствии стали почитать под именем Серафима Саровского.

В 1897 году началось строительство храма над кельей, в которой некогда обитал Серафим Саровский. В 1903 году построенная церковь была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. А в 1906 году Саровская пустынь торжественно отметила 200-летний юбилей своего существования.

Но пришли иные времена. После революции монастырь был закрыт, а его имущество передано в ведение Нижегородского управления НКВД. Сначала там размещалась детская трудовая коммуна, затем исправительная трудовая колония… После чего бывшая обитель пришла в запустение.

26 сентября 1989 года Саров посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай, который отслужил на дальней пустынке молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому. А в 1990 в Сарове открылся православный приход. В феврале 1993 года митрополит Николай освятил восстановленный Храм Всех Святых на территории Саровской пустыни, при храме открылись воскресная школа и православные курсы для взрослых.

17 июля 2006 года Священный Синод принял решение об открытии в Саровской Пустыне монастыря. Наместником его был назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. В июне 2010 года здесь был заложен новый храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Читайте также: Черниговский скит — храм в "подземелье"

Все, кто бывал в Саровской пустыни и ее окрестностях, говорят, что место это непростое, благое…

— Инфекция у нас не приживается, — говорит главврач местной больницы Олег Бахарев. — Даже в самых стерильных роддомах, которые красят и приводят в порядок каждый год, встречается какая-нибудь зараза. Здесь же — никогда. А люди к нам приходят со страшными ранами. Иной раз бык какого-нибудь крестьянина запыряет. Два десятка швов приходится накладывать. А через неделю глядишь — все заживает без нагноений.

Бахарев рассказывает, что как-то вместе с друзьями отправился в лес. Они отыскали то место, где некогда находился скит, основанный Серафимом Саровским. Там, в нескольких километрах друг от друга лежат два больших камня. Их считают целебными.

— Мы приехали туда зимой, зажгли свечи, стали молиться — кто как умеет, — вспоминает Бахарев. — И вдруг увидели необычное явление: свечи погасли, а потом от того места, где они стояли, пошло тепло. Снег как будто загорелся от какого-то невидимого пламени и быстро стаял до самой земли. Мы поднесли к нему руки, но пламя не обжигало, а только излучало тепло. Уезжали удивленные и озадаченные. Ведь мы видели все это своими глазами…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *