На воскресенье выпадает 9 Ава - траурная дата для иудеев

9 Ава - черный день еврейского народа

Самый черный день еврейского календаря — 9 Ава. Сегодня ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь и даже… не изучают Тору. Ведь изучение Писаний — это радость, но в этот день евреи не имеют права радоваться даже от чтения священных текстов. Немудрено, именно на эту дату попадают самые страшные и тягостные события еврейской истории.

Об истории человеческих страданий говорить всегда очень сложно. Хотя бы потому, что почти никогда нельзя найти их единственно верное объяснение. Самая идеальная версия в этом вопросе обречена столкнуться как минимум с десятком "конкуренток" — и хорошо, если не с сотней и тысячей…

Например: в чем причина того, что на протяжении многих лет, в самый страшный для евреев день 9 Ава (память греха разведчиков в Земле Обетованной, когда соглядатаи большинства колен Израилевых отказались повиноваться Воле Божией по слову Моисея) происходят страшные вещи? Например, девятого Ава 2449 года от сотворения мира (1313 год до нашей эры) — день вынесения Господом приговора о сорокалетнем скитании Израиля по пустыне.

Девятого Ава дважды (!) сжигался Иерусалимский храм — в 422 год до нашей эры — вавилонским царем Навуходоносором, в 68 год нашей эры — римским полководцем Титом Веспасианом. 9 Ава (предположительно в 135 году нашей эры) пал последний оплот еврейских повстанцев, а вождь антиримского восстания Шимон Бар-Кохба был убит. Как замечает римский историк Дион Кассий, в сражениях той войны погибло 580 тысяч евреев, были разрушены 50 укрепленных городов и 985 поселений, после чего почти вся Иудея превратилась в выжженную пустыню.

Девятого Ава 1555 года евреи Рима были переселены в первое в истории гетто, 9 Ава в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости, 9 Ава в 1942 году начал действовать лагерь смерти в Треблинке… Этот страшный список можно пополнять и пополнять. И только очень наивный, притом абсолютно не верящий в Бога, или хоть судьбу с провидением человек может настаивать на том, что все это — только жуткие совпадения.

Читайте также: Библия в урне, или Что дозволено быку…

А верующие (здесь этим термином можно условно объединить и иудеев, и христиан), изучавшие Ветхий Завет, уверены: зря Всевышний ничего и никогда не делает. И наказание для избранного народа на страницах этих боговдохновенных книг посылалось только в одном случае: когда беззакония достигали определенной меры.

"Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их", — так Господь говорит через пророка о наказании для потомков рода Давидова (Пс. 88: 31-33). Нельзя упустить из вида то, что день 9 Ава неразрывно связан с современными иудастическими представлениями о новом мессии — это его грядущий день рождения. Но, по преданию, только с одним условием — если все евреи покаются во всех своих грехах.

Что будет, если попробовать сочетать и переосмыслить этих два смысловых компонента — 9 Ава как день великого согрешения в Земле Обетованной и 9 Ава как день обетованного рождения еврейского спасителя? Они, безусловно связаны, хотя бы через личность святого пророка Моисея. Ведь именно обет послушания Моисею нарушили нерадивые соглядатаи. Это, по сути, был настоящий бунт против помазанника Божия: "И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет. И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет" (Чис. 14:1-4). Моисей же предрек им о Мессии: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте" (Втор. 18:15).

Если воспринимать Писание как единое целое, то нельзя не заметить во второй цитате не только обетования, но и предостережения. Проблема в том, что Моисея, прекрасного перед Богом человека, Израиль чаще не слушал, чем наоборот. И сетование пророка Илии о том, что народ, спасенный Господом из Египта, ищет загубить душу любого святого, увы, звучало актуально для любого времени.

Читайте также: Законная любовница: от Авраама до наших дней

И сие при том, что окрестные языческие племена жили в полном беспределе по самым вольным и диким обычаям, а избранное потомство Иакова уже имело совершенный по тем временам закон. Они видели своими глазами то, как Господь заступался за них. Они просто купались в Любви и Благодати Божией. И… чем больше чудес для них совершалось, тем чаще народ склонялся к мерзостям. Литые тельцы-истуканы. Беззакония и блуд. В конце концов, самое страшное — сожжение детей в жертву бесам по примеру соседей-финикиян. Почему же настолько ожесточались сердца?

Бремя избранного — тяжкое бремя. Оно ведь связано с прямым взаимодействием со Всемогущей Силой, Воля Которой почти всегда совпадает с твоей. Почти всегда — но между этими двумя волями все-таки есть грань, которую необходимо соблюдать. Иначе слабый человеческий разум неминуемо повредится. И справедливости ради стоит сказать, что не только человеческий. Самый могущественный, прекрасный ангел, по одному преданию — хранитель Земли, искренне любящий Бога, переступил эту черту и превратился в дьявола. Ибо, будучи избранным, он просто смешал свое с Господним и превратился в сатану, считаюшего Богом себя самого…

Не напрасно в законе, данном Господом Моисею, проклятий не меньше, чем благословений. Евреи были первыми, кому Бог сказал: "Я сказал: вы — боги и сыны Всевышнего все вы!" (Пс. 81:6). Но им же Он говорит и другое: "Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей" (Пс. 81:7). Значит ли это, что евреи судили неправедно более других народов или были лицемернее? Отнюдь. Но тем, чья история — диалог с Богом, опаснее переступать грань. Независимо от того, человек это или ангел.

Это размышление — вовсе не повод осудить весь еврейский народ. Просто попытка понять, почему столько лет в один и тот же день Господь употребляет горькое лекарство, чтобы исцелить человеческую немощь. Евреев ли, русских ли — не имеет значения… Когда святой царь Давид, человек, которому были явлены немыслимые откровения, совершил грех прелюбодеяния и убийства, Бог взял у него за это дитя, рожденное от украденной у друга жены. Но, как бы жутко не звучало, эта трагедия спасла душу согрешившего человека. И просьба его: "Не отрини меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене" была услышана…

Читайте также: Шавуот — День дарования Торы

Давид сумел вырвать из себя корень греха потому, что вовремя понял: брать на себя роль Бога и вершить чужие судьбы — безумие. Он умалил себя ниже остальных: "Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей" (Пс. 21:7), и этим устранил из своей жизни дьяволизм произвола. Тот самый, который, выдавая себя за нечто Божие, незаметно подменяет таковое в избранном человеке. И вместо откровений рисует свои же картинки.

Это страшное явление может затмить глаза до той степени, что Обетованного через пророка Исайю, Который "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит", забывают и предают, а ждут живого идола, способного обеспечить достаточно денег и мировое господство. Но не дай Бог такого.

Впрочем, долг любого искреннее верующего человека — молиться об утолении чужой боли. Чья бы она ни была…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить