Саудовские проповедники в России не нужны

Приглашение в Россию исламских проповедников из Саудовской Аравии — а именно это намерен сделать постоянный представитель РФ при Организации "Исламская конференция" Камиль Исхаков — не является насущной необходимостью и принесет больше вреда, чем пользы. Так считают представители мусульманского духовенства Поволжья, известные критическими высказываниями в адрес ваххабитов и бьющие тревогу по поводу усиления их позиций в российском исламском сообществе.

Напомним, на днях Камиль Исхаков, подводя итоги пятилетнего пребывания России в статусе наблюдателя в ОИК, рассказал, как встречался в Саудовской Аравии с какими-то оставшимися безымянными "ведущими политиками и влиятельными людьми". Они предложили ему пригласить в РФ "наших умеренных имамов", "которые могли бы своим присутствием, выступлениями, изложением понимания человеческих отношений принести большую пользу в отношении к исламу в Российской Федерации". Тогда в России "будет совсем иная картина", обосновали такой подход влиятельные саудовцы. "Этим делом, думаю, мы будем заниматься и организовывать поток цивилизованных людей в этом вопросе, которые у себя являются проповедниками и ничего другого, кроме того, что говорят всем, не собираются говорить у нас", — приводит "Интерфакс"слова Исхакова, который "даже немного удивился такому подходу и на самом деле поверил им".

Бывшего мэра Казани не назовешь легковерным или малоинформированным человеком, поэтому проект приглашения в РФ саудовских проповедников выглядит как минимум странно. "Все зависит от того, кто именно поедет в Россию, — комментирует идею Камиля Исхакова заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Валиулла Якупов. — В Саудовской Аравии есть богословы разного качества. Может быть, есть польза от приглашения их на Северный Кавказ, чтобы они осудили имеющуюся там суицидальную практику и неверное понимание джихада, довели это до северокавказской молодежи. А для внутренней России они совершенно бесполезны, и принесут скорее вред, чем пользу". Острой необходимости в приезде саудовских проповедников в Россию нет, констатировал Валиулла хазрат: в стране имеется Российский исламский университет и пять крупных исламских университетских центров, выпускающие достаточное количество подготовленных специалистов.

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии исповедует ваххабизм, или "чистый ислам", отличающийся особой жесткостью и агрессивностью по отношению как к "своим", так и к "неверным" (отправление иных, за исключением исламского, религиозных культов в стране запрещено). Причем не только исповедует, но и активно проповедует его вовне. Во время первой и второй чеченской кампаний отдельные саудовцы не только оказывали существенную финансовую помощь чеченским боевикам, с оружием в руках боровшимся против федерального центра, но и лично участвовали в боевых действиях. После разгрома в Чечне уцелевшие ваххабиты перебазировались в другие республики Северного Кавказа, где к тому времени подросла молодая "смена" местных кадров, и продолжили кровавую борьбу против традиционного ислама и российского государства, не гнушаясь убийствами имамов и терактами против мирных жителей.

Читайте также в разделе "Ислам"

Ваххабитскую точку зрения изучают многочисленные студенты высших исламских учебных заведений Саудовской Аравии — именно там продолжал обучение бывший муфтий Северной Осетии Али хаджи Евтеев, покинувший свой пост после откровенного интервью с признаниями в симпатиях к ваххабизму, шариату и исламскому государству. В одном из интервью Валиулла Якупов прямо говорил об опасности, которую несет такая "учеба". "Возвращается наша молодежь, которая в 15-16 лет уехала в Саудовскую Аравию, и их там "нафанатизировали", — с тревогой отметил он. — Они получили определенное воспитание, их сознание не могло не измениться, потому что Саудовская Аравия — это монорелигиозная среда. Церкви там запрещены, Евангелие сжигается — это совсем другой мир. В Альметьевске ваххабитская пропаганда имеет успех на волне того, что в город вернулись несколько человек, которые учились в Саудовской Аравии". И таких, уехавших и вернувшихся в Татарстан с новыми "знаниями", среди татар уже сотни. "Работать они не хотят, стремятся стать членами клана духовенства, сидеть и учительствовать — в общем, быть наставниками", — добавляет Валиулла хазрат.

Как рассказал в одном из интервью бывший муфтий Татарстана Фарид Салман, саудовцы предлагали ему сотрудничество и "золотые горы" еще в 1992 году, причем инициатива исходила как минимум от университета имама Абдель-Ваххаба. Он предполагает, что расколы ряда поволжских ДУМов, последовавшие после появления саудовцев в РТ и существенно ослабившие местное исламское сообщество, координировались из Саудовской Аравии. Что касается радикального татарского национализма, то, по данным Фарида хазрата, одна из тогдашних лидеров национал-радикалов Фаузия Байрамова "контактировала именно с этими профессорами из Саудовской Аравии, причем первоначально эти контакты были на уровне дружеского общения, а потом в 1999–2000 гг. националистические и ваххабистские взгляды соединились у Байрамовой в единую идеологию". Сейчас Байрамова занимает крайне маргинальные позиции в татарстанском политикуме, однако постепенное вытеснение традиционных этнических националистов исламскими радикалами — явная тенденция, наблюдаемая в татарском национальном движении.

В последе время имидж ваххабистской державы, поддерживающей международный терроризм, по-видимому, несколько утомил (а скорее, создал достаточно серьезные проблемы на мировой арене) и саму Саудовскую Аравию. В апреле Совет высших улемов саудовского королевства принял фетву, запретившую финансирование терроризма. Тогда же в Медине прошла конференция, участники которой осудили "все акты терроризма, независимо от места или личностей, их совершивших" (при этом Израиль был назван "террористическим государством"), а единоверцев призвали к умеренности. "Экстремистские организации, заявляющие о своей принадлежности к исламу", должны "серьезно обдумать многочисленные последствия своих действий и осознать их негативное влияние на ислам и мусульман", отмечается в итоговом документе форума. Весь вопрос в том, можно ли этому верить, и последуют ли за благими пожеланиями реальные изменения в политической и религиозной практике Королевства.

Пока же расслабляться рано. Как заметил в интервью "Голосу Америки" президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, "на российскую территорию по линии Организации "Исламская конференция" постоянно пытаются пройти какие-то исламские движения, в том числе весьма и весьма радикальные". Он призвал посмотреть "переведенные на русский язык саудовские учебники, которые являются базовыми для детей королевства — волосы встают дыбом: детей учат тому, что мы варвары, язычники, законной для уничтожения частью человечества являются христиане, иудеи, все, кроме мусульман, причем вполне праведных". Подобные учебники уже могли просочиться в российские школы, "где преподают те, кого нам присылают по линии различных международных исламских фондов", считает Сатановский, и для таких опасений есть основания.

Учитывая все эти обстоятельства, "забота" Камиля Исхакова о российских мусульманах представляется откровенно неуместной. Тем более, что татарская богословская традиция, отвечающая особенностям местного "мягкого" ханафитского мазхаба (в Саудовской Аравии придерживаются куда более жесткой ханбалитской богословско-правовой школы), гораздо лучше отвечает потребностям российского мусульманского сообщества (во всяком случае, поволжской его части), нежели ваххабитские проповеди.

Читайте также в рубрике "Религия"

 

Автор Яна Амелина
ЯнаАмелина — российский исламовед и политолог, специалист по современным проблемам Кавказа, Крыма и Поволжья. Внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить