"Провокационный" доклад о исламе сняли с конференции в Казани

В Татарстане закрыли глаза на исламистов?

На днях в Казанском федеральном университете прошел VIII Международный съезд востоковедов. Без кулуарного скандала не обошлось. В день открытия съезда с повестки дня сняли доклад исламоведа Раиса Сулейманова — за "ненаучность" и "провокационность". Речь шла о росте влияния в регионе зарубежных исламистских структур и радикального исламизма.

О том, как это происходило, Раис Сулейманов рассказал Gtimes:

— Еще весной узнал, что в Казани будет проходит съезд Общества востоковедов России, и отправил туда тезисы доклада, который хотел представить коллегам. В обществе мое имя известно, поскольку я давно являюсь его членом. Я хотел рассказать об истории влияния в Татарстане зарубежных мусульманских стран — Саудовской Аравии, Катара, Ирана, Турции. Я считаю, что это влияние оказывает негативное воздействие на татарских мусульман. В августе я получил ответ, что моя заявка принята. 25 числа пришел для регистрации в КФУ, где мне сообщают: "А Вас в списках нет!".

Внятных объяснений мне не дали. Ни с кем из организаторов не было возможности связаться. Все были заняты открытием съезда и чествованием Шаймиева. Мне разъяснили ситуацию работники КФУ. По их словам, мое участие было "свернуто" по особому распоряжению проректора университета Линара Латыпова, у которого по поводу меня накануне был телефонный разговор с представителями Казанского кремля. Было принято решение меня не пускать. Я пытался связаться с Латыповым, но в его приемной не брали трубку. Впрочем, от Линара Наильевича этого следовало ожидать.

Читайте также: Мусульмане отдают детей католикам?

Проректор КФУ по международным связям и директор Института востоковедения КФУ Линар Латыпов в кратком комментарии для СМИ назвал доклад Сулейманова "провокацией". Стоит коротко коснуться его биографии. До 2011 он был заместителем российского представителя при организации "Исламская конференция" (ОИК) в саудовском городе Джидда. Россию в Джидде представлял его земляк, бывший мэр Казани Камиль Исхаков. В 2011 году Исхаков был отправлен в отставку и вернулся в Казань. Вместе с ним на родину отправился и Линар Латыпов. Летом 2011 года тогдашний глава Минобразования РФ Андрей Фурсенко назначил Линара Латыпова проректором КФУ. Ректор вуза Ильшат Гафуров воспринял Латыпова положительно, об остальных его сотрудниках такого сказать нельзя. По словам источника издания в КФУ, ректора Гафурова и его команду в вузе недолюбливают. Прежде всего, за то, что ректор и его команда не имеют никакого отношения к науке.

"Они чистые бюрократы, пусть и со степенями. Все знают, как чиновники становятся докторами наук. Эти чиновники сократили много научных центров, уволили неугодных специалистов, сами себе назначили гигантские зарплаты", — сообщил изданию источник в татарской научной среде.

Свою работу на посту проректора и директора востоковедческого института Линар Наильевич мыслил как расширение деловых связей Татарстана со странами исламского мира, прежде всего, Саудовской Аравией и Катаром. Линар Латыпов хотел подстроить российскую модель ведения бизнеса под саудовский образец, поскольку это будет более выгодно для партнеров Татарстана — монархий Персидского залива. По словам Латыпова, сотрудничество Татарстана с арабскими монархиями сулит "мусульманской республике Татарстан" экономическое процветание.

Читайте также: Мусульмане-русские — чужие своим и чужим

На практике это вылилось в лоббирование Институтом востоковедения КФУ нетрадиционных для Татарстана форм ислама — ханбалитского мазхаба и салафизма. Аргументы директора Латыпова сводились к следующему: "я в Джидде видел немало салафитов из России, они никакие не экстремисты, а нормальные люди". Критики в свой адрес Линар Наильевич не принимал, а с критиканами обычно имел предельно короткий разговор. По сведениям из Казани, именно на этом в конце 2011 года "погорел" Раис Сулейманов, тогда еще сотрудник Центра международных исследований университета.

"Раис Равкатович, в сотрудничестве с покойным ныне Валиуллой-хазратом Якуповым тогда много писал и говорил о ваххабизме в Татарстане и вообще в России. Отдельно он касался притеснения в Татарстане русских, положения кряшенов — потомков крещеных татар, и так далее. Дело кончилось тем, что Гафуров и Латыпов закрыли Центр, а самого Сулейманова уволили", — сообщил нашему изданию источник в КФУ. Одна деталь: в день открытия VIII съезда востоковедов Латыпов сказал, что "не знает, кто такой Сулейманов".

Об инциденте на съезде востоковедов, высказался бывший коллега Сулейманова по вузу, доцент кафедры социологии КФУ Искандер Ясавеев.

— Стиль руководства ректората КФУ и самого проректора Линара Латыпова вызывает много вопросов. Университет не развивается. Задекларированная программа модернизации и повышения стандартов образования осталась только на бумаге. Я в курсе, что доклад Раиса Сулейманова был снят задним числом по личному распоряжению Линара Латыпова. Доклад Сулейманова Латыпов назвал "ненаучным" и "провокаторским". Я считаю ненаучным поведение самого Латыпова. Научный формат предполагает дискуссию, а дискуссии должны быть открытыми.То,что участника научной дискуссии удаляют от нее перед самым открытием, это не наука. Никогда на настоящих научных семинарах и конференциях участников дискуссии не лишали слова, и тем более, не делали это задним числом", — сказал Ясавеев Gtimes.

История с "нерукопожатием" Сулейманова закончилась звонком вице-президента Общества востоковедов России Кирилла Бабаева. Из объяснений Бабаева Сулейманов утвердился во мнении, что его доклад был "завернут" востоковедами по прямому указанию из Казани. Кирилл Бабаев объяснил, что ученое сообщество было "вынуждено лавировать, учитывая местные особенности Татарстана". Раис Сулейманов иронизирует: "ваххабиты в Татарстане стали национальной особенностью".

Ситуацию нашему изданию прокомментировал руководитель Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" (Москва) Али Вячеслав Полосин:

— Раис Сулейманов известен мусульманской общественности как человек, относящийся к исламу и мусульманам предвзято. Известно, что он является востоковедом и специалистом по Израилю, следовательно, он там был и изучал эту страну. Но востоковед и специалист по Израилю не значит "исламовед". Исламоведение предполагает научную религиоведческую базу, в рамках которой углубленно изучает исламскую составляющую. То, что Сулейманов специалист по Израилю, может говорить о том, что он переносит на Россию реальности конфликтов в той стране.

Мы знаем, что в Израиле существует жесткое противостояние между еврейским населением и арабами — палестинцами, подавляющее большинство которых мусульмане. Причиной является вопрос собственности на земли. Если Сулейманов живет в ментальности этого конфликта, то в принципе неверно переносить это противостояние и на другие страны и регионы. В истории России иудеи и мусульмане никогда не конфликтовали. Где, у кого и как Сулейманов изучал ислам — неизвестно. Когда какой -то журналист или публицист судит об исламе по своим личным впечатлениям, то это житейские суждения, а не научная экспертиза. Поэтому как специалисту я лично ему не доверяю.

Читайте также: Германия: джихад или мультикультурализм

Проблемы в Татарстане, безусловно, есть. Июльское покушение на муфтия Илдуса-хазрата Файзова и убийство заместителя муфтия Валиуллы-хазрата Якупова — это самый яркий показатель того, что проблемы назрели, и отрицать это невозможно. Другое дело — степень причастности к этому так называемых "ваххабитов". Само слово "ваххабизм" ненаучно и некорректно. "Аль-Ваххаб" — это одно из имен Аллаха, а "ваххабит" по такой логике — "последователь Аллаха". Когда в российской прессе говорят, что Россия борется с ваххабитами, в арабском мире это читается так, что в России идет борьба с исламом. Автора известного салафитского учения звали Мухаммед ибн-Абдулваххаб, а Абдулваххаб в буквальном переводе с арабского означает "раб Аллаха". Учение называют либо по имени основателя, либо по сути учения, пример пермого — марксизм, а второго — коммунизм. Последователи учения М. ибн-Абдулваххаба называют себя салафитами, а не ваххабитами.

В Татарстане заявляют о себе немало радикальных мусульманских движений, в том числе "Хизб-ут-Тахрир". Те, кого Раис Сулейманов называет ваххабитами, на самом деле — радикальные салафиты. Количество приверженных салафизму имамов за последние 20 лет в Татарстане действительно возросло. В некоторых районах Татарстана салафиты заняли лидирующие позиции. В основном это люди, которые обучались в тех странах, где салафизм является доминирующим течением ислама с конца XVIII века.

До большевистских гонений на религию в Татарстане был распространен суфийский ислам. Исторически салафизм не имеет в Татарстане никакой почвы, поэтому там, где существует традиционный ислам, неизбежны конфликты с новопоявившимися течениями. Покойный Валиулла-хазрат Якупов был представителем исторически сложившейся в татарской среде мусульманской традиции, в которой веками формировался татарский народ с его яркой самобытностью и высокой культурой. Искусственно переносить на столь богатую местную почву традиции кочевых племен, сложившуюся только в конце XVIII века — вряд ли хорошая затея.

Но не все представители салафизма — экстремисты. Поскольку салафизм — это богословская школа, среди салафитов есть умеренные люди, даже интеллектуалы. Но есть и радикалы, фанатики-максималисты. Радикалы действительно могут представлять опасность, в том числе, и для самих же мусульман. Однако призывы к массовому террору салафитов без соблюдения конституционных прав человека и гражданина очень опасны: они не искоренят зло, но приведут к огульным доносам, когда каждый непонравившийся сосед может на бумаге оказаться "ваххабитом". Так в 1937 году заменившие нормальный суд "тройки" казнили около 2 миллионов "врагов народа". Преступников следует наказывать, и наказание должно быть неотвратимым, но их вина должна быть объективно доказана. Этого требует и любая религия, и Конституция Российской Федерации.

По материалам GTimes

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Орхан Искандеров
Орхан Искандеров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *