10 сентября 1839 года начато строительство Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя - чему завидует сатана?

Храм Христа Спасителя — кафедральная церковь Московского Патриархата и память о славной победе русских солдат над захватническими войсками Наполеона І в 1812 году. Он — Божия святыня, построенная по древней традиции исполненного обета, и жертва антирелигиозных репрессий, после которых на месте церкви соорудили басейн "Москва" — как писал с горечью один публицист, "пристанище московских педерастов".

Храм Христа Спасителя повидал всякое на своем веку — и величие, и гонения, но день начала его строительства, 10 сентября 1839 года, всегда был, есть и будет праздником для верующих сердец. Тех самых, которых никакие взрывы бомб и вакханалии на солее не заставят забыть о Благодати и культуре, дышащих в каждом уголке храма…

Почему с храмом тянули так долго? На самом деле, если изучать историю его строительства, складывается впечатление, что темные силы сделали все возможное, чтобы дело не было доведено до конца. Судите сами — о строительстве храма начали говорить еще в 1812 году — в декабре император Александр I подписал манифест касательно будущей святыни.

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

Начало строительства отложилось до 1814 года, когда был проведен международный конкурс и принят проект Карла Магнуса Витберга, 28-летнего художника. Этот выбор удивил многих — победитель был масоном, лютеранином, и даже не имел статуса архитектора! Тем не менее, 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовищину ухода французов из Москвы храм был заложен — но не на привычном нам месте, а на Воробьевых горах. Казна выделила 16 миллионов рублей, но храм был поистине народным, потому что именно народ нес деньги на его строительство. Забегая вперед, скажем, что, сложись все по желанию Витберга (который успел креститься в православие), храм был бы чуть ли не втрое больше нынешнего и куда интереснее по архитектурному решению.

Читайте также: Духовная столица — кто заложил основы?

Но не получилось… Невзирая на всю помпу, которой было окружено строительство, на высочайшее внимание Государя, на патриотический подъем в России после победы над Наполеоном, причина неудачи была банальна до слез. Деньги, выделенные на строительство храма, просто-напросто разворовали.

В 1825 году на престол взошел Николай I, при котором и выяснились страшные злоупотребления и хищения. Строительство было остановлено. Долгих восемь лет тянулся процесс над виновниками, в результате которого автор проекта Витберг "за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне" был сослан в Вятку, а все его имущество было конфисковано. Огромные взыскания ждали и других участников строительства.

После этого Николай I своим личным решением назначил архитектором храма Константина Тона, у которого совпадали вкусы с императором: они оба любили русско-византийскую стилистику. Место на Волхонке Николай тоже выбрал сам — его не смутило, что ради строительства храма пришлось снести не только жилые дома, но даже… Алексеевский женский монастырь. Естественно, суеверная молва тут же понесла слух, что игуменья монастыря прокляла место, откуда их выгнали, и предрекла, что ничто построенное там долго не устоит.

На второй храм народ уже практически не скидывался, все деньги шли из казны. В отличие от проекта Витберга, храм Тона вызывал скепсис. Так художник Василий Верещагин говорил, что выполненный "довольно бездарным архитектором Тоном" проект храма "есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра". Однако над ним работали лучшие отечественные и зарубежные зодчие, строители, скульпторы и художники. Бруни, Васнецов, Крамской, Кошелев, Суриков — далеко не полный список фамилий мастеров кисти, трудившихся над восхитительной живописью кафедрального храма русских православных.

Строительство было начато 10 сентября 1839 года и продолжалось долгих 44 года… Сравним: изначально его хотели начать строить в 1814 году и уложиться в 10-12 лет.

Почему же так сложна судьба этой святыни? Люди, изучавшие святоотеческое предание, а особенно патерики, знают одну, парадоксальную для неверующего, но вполне закономерную и объяснимую для христианина вещь: почему в монастыри, церкви, покои священнослужителей, вообще в жизнь православных христиан так рвется всякая бесовщина? Как будто магнитом ее туда тянет. Разгадка довольно проста: идейный вдохновитель всех подрывов святых мест и различных феминистических революций без нижнего белья, он же сатана, горд, а всякий гордец ужасно завистлив.

Читайте также: 1812 год: надо ли было сдавать Москву?

Он, ставя свою личность над всеми, просто не может смириться с мыслью о том, что кто-то оказался впереди него, да еще в деле, которое ему самому никогда уже не совершить, — во спасении. И поэтому смиренный монах, хороший священник, просто православный человек, кающийся в грехах, — как раз та мишень, в которую лукавый стремится попасть любой ценой, уничтожить и растоптать, пока это еще возможно. С такой точки зрения понятно и другое: почему ненависть падшей сущности ко святому кафедральному храму Русской Православной Церкви и его клиру в сотни раз превосходит бесовскую антипатию к отдельному христианину. В любом доме Божием за всю историю его существования спасаются если не тысячи и сотни, то десятки, независимо от того, на каких машинах ездят служащие в нем батюшки. Была бы вера и желание посещать храм так, как учат этому Священное Писание и Предание.

Каков вывод? Ни к чему враги Бога и его избранных чад, осведомленные об этом, не стремятся сильнее, чем к тому, чтобы опозорить, осквернить церковь, отбить от нее прихожан. И последние происшествия, связанные с Храмом Христа Спасителя, лучшее тому доказательство.

Теперь зададим матушке-истории интересный вопрос: чему завидуют темные силы в этом случае?

Победа российских войск над Наполеоном, провозгласившим себя врагом религии и нанесшим серьезную рану католицизму, была не только политическим, но и духовным триумфом. Народ, по словам великого Лермонтова, отдал французу на время спаленную пожаром Москву, но против русского духа, взлелеянного в колыбели Православия, "надменный галл" (это уже из Пушкина) оказался бессилен. Наполеон был побежден не просто оружием. Любой опытный военачальник не станет отрицать, что сила ружья и штыка в битве напрямую зависит от внутреннего настроя человека, рука которого их держит. У русских эта сила была, ибо они испокон веков боролись за Веру, Царя и Отечество.

Именно поэтому, во исполнение данного обета, 21 декабря того же 1812 года император Александр І отдает приказ начать строительство церкви — как благодарение Богу за спасение Родины и вечное молитвенное поминовение усопших православных героев. На плитах из мрамора, установленных в храме, были выгравированы имена павших воинов. Кощунства в храме — это и узурпация их памяти. Кому это выгодно? Наверняка, той самой силе, которая руками Наполеона пыталась уничтожить и упразднить христианство. Она никак (и напрасно) не может поверить в то, что это без Попущения Божия невозможно, из века в век предпринимая попытки добиться своего. Меняются лица, появляются новые технологии, но суть остается все той же…

Читайте также: "Бородинской битве" исполнилось сто лет

До революции 1917 года Храм Христа Спасителя был оплотом православного искусства, просвещения и благотворительности — там проходили экскурсии, действовала замечательная библиотека, собирались пожертвования для неимущих. Снова же, кого это может раздражать, с чьей подачи и в советское время очернялись добрые дела верующих, и сейчас тоннами льется грязь на кафедральный храм Московского Патриархата?

Наверное, от тех, кто всегда стремился подменить любую богосозданную культуру антикультурой собственного производства, заставить считать нормой — ненависть, самосохранением — предательство и любовью — содомию. Устраивающие "антихристианские акции" не хотят осознавать одну простую вещь: они не оригинальны в своем стремлении выделиться по-геростратовски. Тысячи верующих различных христианских конфессий на Востоке и Западе, сочувствующие прихожанам Храма Христа Спасителя, даже не всегда признавая последний святыней, относятся к нему с уважением. Как к великому памятнику культуры и освященному месту, где возносятся искренние и горячие молитвы ко Всевышнему…

Эта церковь пережила немалые трагедии, самой страшной из которых стал взрыв большевиками 5 декабря 1931 года. Но уже в 1994-м начинается ее восстановление по прежнему архитектурному эскизу. Первая праздничная литургия была отслужена в отстроенном храме под Рождество Христово 7 января 2000 года. Это Рождество принесло храму возрождение, радостную весть о том, что, как бесполезными остались попытки Ирода умертвить Богомладенца Христа, так и тщетны будут старания врагов окончательно стереть святыню с лица Земли.

Потому что в ней — Сам Господь.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Дарья Сивашенкова
Дарья Сивашенкова — бывший редактор отдела религии Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *